Педагогические воззрения К.Д. Ушинского в свете православных традиций
25 декабря 2024 года
В конце декабря 2024 года отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии под руководством заведующей сектором по работе Воскресных школ Соколовой Ольги Анатольевны прошел семинар педагогов воскресных школ, посвященный жизни и деятельности К.Д. Ушинского.
В храме в честь иконы Божией Матери Знамение перед педагогами с уникальной лекцией выступила Елена Николаевна Белая, кандидат филологических наук, доцент ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Лекция называлась: «Педагогические воззрения К.Д. Ушинского в свете православных традиций».
К.Д. Ушинский по праву считается основоположником отечественной педагогической науки. Елена Николаевна отметила, что педагогическому наследию Ушинского посвящено очень большое количество трудов, в которых детально изучены жизнь и деятельность педагога, но совсем немного статей, в которых изучались бы его труды в русле православных традиций.
В 2024 году К.Д. Ушинскому исполнилось 200 лет со дня рождения. Дмитрий Константинович родился в небогатой дворянской семье, его мать умерла, когда ребенку не было и 12 лет, отец после смерти жены почти не жил дома, не занимался детьми, и Константин занимался самовоспитанием и воспитывал своего младшего брата Сергея. С раннего детства он полюбил природу. Позже он напишет: «Воля, простор, природа, прекрасные окрестности, душистые овраги, колыхающиеся поля! А розовая весна! И золотистая осень! Разве не были они нашими воспитателями?» День, проведенный ребенком среди рощ и полей будущий великий педагог приравнивал к нескольким неделям, проведенным на учебной скамье…
С раннего детства Ушинский очень много, увлеченно читал. Источником знаний о жизни для него послужило постоянное общение с крестьянскими детьми, с которыми он дружил, перед его глазами проходила вся жизнь крестьян, их тяжкий труд, рядом с крестьянскими детьми формировалось его мировоззрение.
В 16 лет он поступил в Московский Университет на юридический факультет, который блестяще окончил в 1844 году, но перед молодым человеком встал вопрос: заниматься юриспруденцией или педагогикой? Он долго сомневался, размышлял: его ли это поприще, его ли это дело – преподавать? Но, все-таки, решился заниматься педагогикой, с самого начала сформулировал для себя, в первую очередь, кодекс поведения. Первое: совершеннейшее спокойствие! Второе: прямота в словах и поступках! Далее: обдуманность действий. Жесткий самоконтроль! Педагог должен контролировать себя во всем! – считал Ушинский. Решительность! А еще педагог не должен тратить время впустую! Молиться очень много, читать духовную литературу. В эти годы Ушинский размышляет о системе образования, о методах воспитания, о смысле жизни. И приходит к мысли: необходимо отбросить любой эгоизм, если ты хочешь быть учителем! Константин Дмитриевич отмечал, что это настолько творческая работа, которая не сравнится с другой.
Ушинский, работая с детьми, написал множество статей и книг о новых принципах образования, методах воспитания подрастающего поколения. Когда он стал преподавать в Смольном институте благородных девиц, с первых дней он был потрясен, даже удручен. Он увидел девушек, из которых делают красивый «фантик». Они не умеют говорить по русски, правильно писать на родном языке, плохо знают историю своего Отечества, совершенно не разбираются в географии своей Родины, зато они прекрасно говорят на французском языке, еще на немецком и английском… Разбираются в истории Франции, разбираются в географии Швейцарии. Он был потрясен этим. Это же какое-то пренебрежение к своему Отечеству! Ушинский начинает пересматривать программу преподавания, добавляет в нее естествознание, физику, увеличил количество часов по математике и родному языку, и уделил огромное внимание развитию самостоятельному мышлению у девушек. Он говорил, что девушек надо готовить к деятельности, чтобы они могли работать, заниматься чем-то полезным, стать помощниками и соратниками своих будущих мужей!
Вскоре он создает один из важнейших своих трудов: «Педагогическую антропологию», которая опередила свое время. Здесь он подробно разбирает человека, как предмет воспитания, подробно расписывает типы характеров, темпераментов, волю, память, лень, внимание, привычки… Работая над этим трудом, он занимается и воспитанием своих собственных детей, ведь он был многодетным отцом: в семье Ушинских росло шесть детей.
По мнению Ушинского, педагогика – первое и высшее из искусств! Потому что, именно она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека! Важным путем совершенства является христианство, хранимое Церковью. Любимым автором Константина Дмитриевича был святитель Феофан Затворник.
Главной задачей воспитания, считает Ушинский, является пробуждение к духовной жизни. Если учащийся знает много, но имеет пустые интересы, если у него нет внимания к нравственному и прекрасному, то цель воспитания не достигнута. По мнению педагога, педагогика без христианства – деятельность без цели и результата. Все, чем человек может и должен быть выражено вполне в Божественном Учении. Именно оно служит источником всякого света и всякой Истины.
Педагогика включает в себя обучение наукам и воспитание, которые должны осуществляться только через призму Православия! По мнению Ушинского, наука и вера не противоречат друг другу, наука укрепляет веру, потому, что увеличение познания ведет к возрастанию прославления Творца! Христианство содержит в себе принцип личной свободы, а это является источником прогресса и нравственной жизни человека. Христианская свобода, по мнению Константина Дмитриевича, состоит не в рабском подчинении необузданным страстям, а в ограничении себя законами религии, нравственности и разума.
Ушинский говорит о том, что как только захотят отделить непроходимою гранью преподавание Закона Божия от преподавания других предметов, то хотя преподавание предметов и останется, а вот воспитание исчезнет!
В своих трудах Константин Дмитриевич много говорит о том, каким должен быть учитель. Согласно Православному учению Бог есть Любовь. Поэтому, убежден Ушинский, любовь – единственное средство подчинения себе души человека. Он задает себе вопрос: как же можно преподавать, если ты не любишь детей? Если ты не любишь свой предмет? По его мнению, воспитание детей должно основываться на личности педагога. Он должен серьезно относиться к своему делу, к призванию. Ведь учитель формирует нацию! Что может быть выше этого? Он должен быть разносторонним человеком, разбираться во многих предметах, иметь энциклопедические знания. Для этого будущий педагог должен привыкать к жизни простой, суровой, строгой, аккуратной, честной и деятельной! Эти люди должны пройти строжайший отбор, прежде чем начать преподавать. Ведь это так ответственно! Согласно Ушинскому, жизнь педагога не должна подавать повода к соблазну, не только не должна разрушать уважение к нему в родителях и детях, но напротив, служила бы примером как для тех, так и для других и не противоречила бы его школьным наставлениям. Константин Дмитриевич сравнивает деятельность учителя со служением священника!
Семья – естественная среда воспитания и обучения, в которой дети получают первые впечатления, навыки, привычки, развивают свои задатки. Все начинается в семье! Ушинский с горечью замечает, что взрослые готовят ребенка не для борьбы с жизнью, а чтобы было удобнее плыть по ее течению! Даже молиться родители учат, приговаривая: «Молись, и будешь здоров, богат, в чинах!», забывая те Евангельские слова, где сказано, что всех этих благ ищут язычники… Семейный эгоизм, по Ушинскому, отравляет в самом корне воспитание и является глубочайшей язвой, из которой проистекают все другие болезни! Великий педагог советует воспитывать детей так, чтобы они были довольны своим положением, чтобы стремились быть полезными на том месте, на котором поставлены Богом, нельзя раздувать в детях самолюбие, зависть, нахальство, кокетство.
Духовное развитие человека должно быть приоритетным, так как оно отражается даже в наружности. Под влиянием безнравственной жизни во внешности человека происходят ужасные изменения. Постоянная привычка унижаться, подличать превращали самое прекрасное лицо в отвратительную вывеску душевной низости. Нужно воспитывать душу и сердце! Школа и семья сообща справятся с этой задачей.
Ушинский описал закон взаимного влияния. При отношениях человека с другими людьми происходит передача чувств. Если душа исполнена Христовой любви, она передаст ближнему милосердие, сострадание, доброту, сочувствие. Поэтому окружающая нас среда имеет очень большое значение! Она формирует нашу психику. Основной закон духовного совершенствования – окружение себя обстановкой, возвышающей душу человека. «С преподобными преподобным будешь, со строптивыми развратным станешь». Если родитель говорит одно, а делает другое, то воспитать нравственного человека не получится! Ребенок, хоть и мал, но он все понимает! И впитывает все, как губка!
Константин Дмитриевич говорит о необходимости развивать привычку. А ведь она вторая натура! Прочная привычка – это большая сила! Хорошая привычка – духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь. Если ребенок привыкает к греху, то всю свою жизнь он будет стремиться ко греху…
Занимаясь детьми, нужно каждую минуту смотреть на себя и каждую минуту воспитывать себя! Надо контролировать все свои поступки,слова, мысли! Нужно тщательно оберегать свое мирное состояние! Иметь отвращение к ссорам, упрекам. Ушинский советует стремиться к скудости слов, не говорить слишком много, лишнего, не допускать осуждающих мыслей. Нужно иметь отвращение ко лжи. Чаще говорить: прости, благодарю, спасибо. И чтобы не было ни одной минуты праздности. И, конечно, христианская вера укрепит учителя на этом пути.
Ушинский говорит о значимости родного языка, о его роли в духовной жизни человека. По мнению Ушинского в языке одухотворяется весь народ и вся его Родина! Если народ не будет беречь свой язык, не сохранит его, то он не сохранит и себя… «Родной язык – это не только лучший выразитель духовных сил народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ», – говорит Ушинский.
Ушинский предупреждал, что каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняет одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье… Как не согласиться с этими словами? Они и сегодня попадают в самое сердце каждого, кто работает с детьми.
Великий педагог прожил всего 47 лет, оставив после себя огромное наследство: свои взгляды, идеи, труды-тома по педагогике! Он жил в 19 веке, но его теории значимы и для нас, современных людей, актуальны, важны для каждого учителя и родителя. Кладезь мудрости, к которой хочется приобщиться, вникнуть, принять к сведению, размышлять над каждым словом… Русский педагог, детский писатель и соратник К.Д. Ушинского Л.Н. Модзалевский сказал: «Ушинский – это наш народный педагог, также, как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец». Нам остается лишь согласиться с этими словами и использовать идеи Константина Дмитриевича в своей работе, в своей жизни.
О. А. Соколова