Роль предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном развитии обучающихся

13 октября 2022 года

В ФБГОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» 10, 11, 12 октября 2022 года состоялся семинар-совещание «Роль предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном развитии обучающихся: проблемы, поиски и перспективы». Мероприятие проходило в рамках Региональных Рождественских образовательных чтениях Омской митрополии «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

Участниками трехдневного семинара-совещания, посвящённого реализации предметной области «ОРКСЭ» и опыту сотрудничества с религиозными организациями стали представители департамента образования Администрации города Омска, заместители руководителей общеобразовательных школ города Омска (по административным округам), педагоги предметной области «ОРКСЭ», благочинные и духовенство Омской епархии, представители исламской культуры. Организатором мероприятия выступил Отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии.

С приветственным словом к собравшимся обратились:

  • Свирская Елена Владимировна, руководитель сектора развития системы образования департамента образования,
  • Аллагулов Ильяс Зайнуллович, заместитель муфтия Центральной религиозной организации Духовного управления мусульман города Омска и Омской области (Омский Мухтасибат),
  • Жумажанов Аскар Шаяхметович, имам мечети «Хаир Ихсан», имам Сибирской соборной мечети Рустем Хазрат.

Возглавил работу семинара руководитель ОРОиК Омской епархии протоиерей Димитрий Олихов.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в рамках обязательных для основного общего образования предусмотрено изучение истории и культуры религии, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России православие, ислам, буддизм и иудаизм. И целью учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», введенного с 2012 года распоряжением президента РФ является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

- формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Город Омск является городом поликонфессиональным, у нас живут представители разных национальностей, разных вероисповеданий, для нашего города весьма актуальны те цели и задачи, которые ставит перед собой этот курс.

В своём выступлении протоиерей Димитрий Олихов отметил, что школа - есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний. Батюшка также обозначил ряд проблем существующих в преподавании данного курса: «На сегодняшний день в школах города Омска  большинство детей изучают модуль «Основы светской этики» 72 %, «Основы религиозных культур народов России»» 19 %.; Основы исламской культуры 2%. К сожалению, образовательные учреждения в массовом порядке игнорируют выбор родителями или законными представителями детей модуля «Основы Православной культуры», лишь 9 % детей изучают ОПК на сегодняшний день. Свободным выбор будет являться в том случае, когда на выбор родителей не будут влиять настойчивые советы администрации школы, учителя родителям выбрать «светскую этику», потому что по светской этике есть очень хороший преподаватель или потому что прежние два года в школе преподавались модули по «Основам светской этике» и так называемым «мировым религиозным культурам», а также чтобы не разделять детей на группы.

На выбор модуля не должны  также влиять и такие факторы, как:

- недостаток помещений для группы учеников, родители которых выбрали ОПК;

- малочисленность учеников, родители которых желают, чтобы их дети изучали именно ОПК, а не светскую этику или все религии сразу;

- проблема часов для модулей ОРКСЭ;

- проблема с зарплатой учителю ОПК;

- отсутствие или недостаток учебных пособий по ОПК;

- отсутствие учителя, желающего преподавать ОПК.

«Модуль «Основы православной культуры» не нарушает принципа светскости, так как имеет культурологический характер. Принцип светскости не предполагает атеистический характер образования, но говорит лишь о том, что ни одна религия не может быть господствующей в образовательном процессе – модуль ОПК вполне соответствует этому условию. Его цель познакомить учеников с многовековой культурой родной страны. Кроме того, модуль ОПК выполняет воспитательную функцию, которая была возложена на ОРКСЭ, но модуль «Светская этика» не справляются с этой задачей».

Батюшка рассказал о совместной деятельности Омской епархии с образовательными учреждениями, о курсах повышения квалификации для педагогов, преподающих предметную область ОРКСЭ, о мероприятиях в которых могут принять участие дети и педагоги.

Затем педагогами был представлен практический опыт работы 4 модулей предметной области ОРКСЭ.

С докладами, которые сопровождались мультимедийными презентациями, выступили  учителя  модуля «Основы Православной культуры»:

  • Литвякова Ирина Эдуардовна БОУ г. Омска «Гимназия № 146»;
  • Курьякова Наталья Викторовна БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 83»;
  • Суркова Галина Владимировна, БОУ г. Омска «Гимназия № 12;
  • Шведенко Елена Ивановна БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 41»;
  • Некрасова Елена Леонидовна БОУ г. Омска «СОШ № 7».

Модуль «Основы Исламской культуры» представили:

  • Догадова Любовь Владимировна БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 55 имени Л.Я Кичигиной и В.И. Кичигина»,
  • Амиржанова Кумус Казбековна БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 100»;

Модуль «Основы религиозных культур народов России»:

  • Рябова Олеся Николаевна учитель БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 48»;
  • Исаева Полина Игоревна, учитель  БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 101»;

Модуль «Основы светской этики»:

  • Майер Елена Николаевна учитель БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 61»,
  • Мусайбекова Ляйлягуль Бахытжановна БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 107»;
  • Носкова Наталья Ивановна  БОУ г. Омска «Гимназия № 43»,
  • Киселева Татьяна Александровна БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная  школа № 53».

Доклады вызвали живой интерес у присутствующих слушателей, педагоги показали свой высокий уровень профессионализма в формировании у обучающихся базовых национальных ценностей и возможности их сохранения в условиях вызовов современности; обменялись опытом взаимодействия образовательных организаций с  Омской епархией и родителями обучающихся по вопросам формирования традиционных семейных ценностей. Педагоги отметили, что детям очень нравятся занятияпредметной области ОРКСЭ, они отмечают положительный эффект в воспитании детей. Предмет напрямую связан с жизнью, и у обучающихся не возникает вопроса о необходимости его изучения. Вне всякого сомнения, полученные знания находят  применение в повседневной деятельности и дальнейшей жизни.

Участники семинара выразили уверенность, что духовно-нравственное воспитание, образование в целом (воспитание и обучение) в современном образовательном пространстве должно основываться на духовных, исторических и культурных традициях русского и других народов России и быть направлено на приобщение подрастающего поколения при получении образования всех уровней к традиционным российским духовным и нравственным ценностям.

В завершении протоиерей Димитрий Олихов выразил педагогам глубокую признательность за профессиональное мастерство, душевную щедрость в деле духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания и обучения школьников. Пожелал творческих успехов в нелегком благородном служение и вручил благодарственные письма учителям модуля «Основы Православной культуры» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».

Семинар-совещание «Роль предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в духовно-нравственном развитии обучающихся: проблемы, поиски и перспективы» реализован на средства гранта, предоставленного Правительством Омской области при софинансировании Фонда президентских грантов.

Фотографии семинара 

Видеозапись семинара-совещания

Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором по работе с общеобразовательными организациями ОРОиК Омской епархии

на главную страницу