Митрополит Меркурий о взаимоотношении религиозного и светского образования

29 ноября 2013 года

27 ноября 2013 на заседании комиссии Межсоборного присутствия по вопросам религиозного образования и духовного просвещения митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий согласно поручению президиума Межсоборного присутствия представил тему "О взаимоотношении религиозного и светского образования". Предлагаем вашему вниманию тезисы его выступления.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания, формирования личности человека, способствующий его совершенствованию и духовно-нравственному возрастанию. Образовательная деятельность – приоритетное направление деятельности Русской Православной Церкви, одно из главных направлений церковной миссии – идите, научите все народы… (Мф. 28,19).

Образование, основанное на целостной православной мировоззренческой основе, осуществляемое при участии Русской Православной Церкви – религиозное православное образование. (В целом, религиозное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения на религиозной мировоззренческой основе при участии соответствующей религиозной организации).

Церковь является субъектом образования наряду с государством, обществом, народом, научно-педагогическим сообществом, семьей, личностью.

Изменение в конце ХХ века государственного устройства в России и других странах канонического присутствия Русской Православной Церкви, сделало ее образовательное служение открытым и общедоступным. Устроение светского государства сделало возможным общественное служение Церкви в сфере образования, просвещения и науки. Светское государство, благодаря своей законодательно закрепленной нейтральности в отношении религиозных и идеологических мировоззрений (в соответствии со статьей 14 Конституции РФ, «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»), получило возможность взаимодействовать с Русской Православной Церковью, с другими традиционными религиями и всеми здоровыми общественными силами как с партнерами в общественно важных вопросах, в том числе в сфере образования. В настоящее время в национальных законодательствах закреплено право традиционных религиозных организаций на образовательную деятельность.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ст. 3 п. 1.6) в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность закреплен светский характер образования. Это открывает пути для сотрудничества государства и общества с Русской Православной Церковью. Принцип светскости в образовании рассматривается Церковью как гарантия права выбора образования, соответствующего религиозным убеждениям учащегося (родителей, законных представителей), независимость органов управления образования государства и Церкви, запрет на понуждение к принятию или отказу от религиозных убеждений. Соблюдение принципа соработничества и взаимного уважения гарантирует оптимальные условия, как для выполнения миссии Церкви, так и для развития правового государства.

Одна из многих задач Церкви в сфере образования – взаимодействие с государственной системой образования, инициирование создания совместно с государственными и общественными организациями координационных, консультативных, общественных и экспертных советов для координации совместных усилий в сфере образования и духовно-нравственного развития и воспитания.

Светское образование реализуется по государственным образовательным стандартам, регламентируется и контролируется обществом в своих интересах через органы государственной власти и местного самоуправления. В отношении к религиозному (православному) образованию светское образование в Российской Федерации и других государствах канонического присутствия – это нецерковное образование по организационно-правовой принадлежности.

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях Российской Федерации предполагает отсутствие государственной религии или нерелигиозной идеологии (в том числе атеистической), обязательной для изучения всеми обучающимися. Отсюда следует:

1) обязанность государственных органов управления образованием, разработчиков содержания образования, учебно-методического обеспечения учитывать не только разнообразие мировоззренческих подходов, представленных в российском обществе, но и способствовать развитию в системе образования ценностей традиционной российской культуры;

2) добровольный характер систематического изучения религий, религиозного духовно-нравственного воспитания обучающихся;

3) правовое равенство всех религиозных объединений и их последователей, в том числе в возможности реализации религиозного образования и духовно-нравственного воспитания при наличии соответствующего образовательного запроса в обществе.

 

Таким образом, в отношение образовательных организаций общего (дошкольного, начального, основного, среднего), среднего профессионального и высшего профессионального образования церковного подчинения мы можем говорить о религиозном (православном) образовании с элементами светского (изучение предметов ФГОС, подотчетность Министерству образования и науки). В отношение образовательных организаций внецерковного подчинения мы можем говорить о светском образовании с элементами религиозного (стандарт по теологии, участие Церкви в подготовке и аттестации учителей по Основам православной культуры в рамках курса ОРКСЭ (в России), в подготовке программ по духовно-нравственному воспитанию на основе традиций Православия и т.д.). Только гармоничное взаимодействие религиозного и светского образования может воспитать полноценную высоконравственную, культурную, обладающую необходимыми знаниями, умениями и навыками личность.

По материалам сайта http://media.otdelro.ru