Священнослужители об унификации учебников
![](https://sofia-sfo.ru/sites/default/files/38cda008a5219fcff3d3ac894a8d9_0.jpg?1382250376)
20 октября 2013 года
В Госдуму скоро будут внесены поправки в закон "Об образовании" о формировании общей линейки учебников по языку, литературе и истории Отечества. Об этом сообщила глава комитета палаты по безопасности единоросс Ирина Яровая на заседании патриотической платформы "Единой России", координатором которой она является.
По мнению депутата, общая линейка учебников позволит сформировать единое образовательное и культурное пространство и способствовать объединению детей. Вариативность учебников способствует коммерциализации образования, считает она.
Напомним, изначально идея общей линейки школьных учебников касалась только курса отечественной истории (сейчас разрабатывается концепция преподавания этого предмета, на основе которой будут написаны эти учебники). Летом Яровая предлагала подумать о единой линейке вообще всех школьных учебников. Из последних заявлений депутата следует, что пока решено остановиться на трех предметах - истории, русском языке и литературе.
«Как вы относитесь к критике вариативности учебников, с которой выступила Яровая? Оправдан ли переход к общей базовой линейке учебников по истории, русскому языку и литературе? Должен ли он затронуть и другие предметы, и если да, то какие?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский
Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»
В таких предметах как история и литература, которые являются главными для формирования мировоззрения, культуры дискуссии, способности размышлять над сложными историческими жизненными ситуациями, наличие базового учебника не должно навредить.
И очень важно: у учащегося должны быть возможности и право отстаивать свою точку зрения. Я знаю несколько негативных примеров в ЕГЭ по литературе, когда учащийся трактовал героя не так, как принято, и ему снизили оценку за то, что мнение отличалось от базового, хотя он привел аргументы и свои доводы. Единство учебника не должно превращаться в единство мнения. Учащийся должен иметь право высказывать свою точку зрения, опираясь на другие учебные пособия и материалы, и это не должно ставиться ему в вину и быть причиной для снижения оценок.
клирик храма Космы и Дамиана в Шубине
Идеология не создается в политологических лабораториях, а создается в пространстве жизни народа, в кульминационные моменты нашего исторического развития – как правило, во время или накануне военных конфликтов. Я не желал бы накликать на Россию военные и другие кризисные ситуации, но другой возможности формирования единой идеологии нет, и не будет.
Поэтому любые попытки навязать нам сегодня единый учебник по истории бессмысленны. Реальность – это вариативность, когда определенные здравые созидательные тенденции в обществе концентрируются и выражаются в виде нескольких конкурирующих взглядов на историю. Но конкурировать не на уровне конкурсов на лучший учебник, а на уровне вопросов существования России. Единство государства у нас сейчас фиктивное, нет единства в понятии, оценки и отражении внешних угроз, когда они появятся, тогда и учебник будет. Когда будет единый взгляд на литературу, и такой учебник появится.
Как бы мы ни ругали советскую идеологию, но она объединяла людей, и если бы она сменилась на идеологию христианства, которая бы стала доминировать, тогда бы таких вопросов не задавалось. Но на смену коммунистической идеологии пришла либеральная анархия, а анархический принцип всегда разрушает культуру и цивилизацию. И если мы из этого болота не выйдем, то погибнем. И спасут нас уж точно не чиновники от Министерства образования, и не политологи, а испытания нашей прочности, которые смогут консолидировать народ так, как это было во все времена. Последнее испытание – либерализмом – мы выдержали, и выдержало не министерство, не Академия наук и не наши интеллектуальные и политические элиты, а народ, за которым слово. Так что помоги нам Господь разобраться с тем, что нам действительно надо и единственно спасительно.
священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии
Наличие интернета, свободного доступа к информации нивелируют минусы единообразия. Если бы речь шла о тоталитарном государстве - это одно, но в условиях плюрализма - это очень полезно и хорошо. В условиях повсеместного полного разброда и избытка информации - унификация полезна.
Пожалуй, ту же самую логику можно применить и к другим школьным предметам. Так что я не вижу принципиальных причин, почему другие дисциплины не поддаются тому же самому рассмотрению.
Руководитель отдела по работе с детьми и молодежью Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского колледжа
Единый стандарт и то, что учебник формирует понимание культуры, восприятие русского языка и литературы в едином ключе, возможно, будет способствовать сплочению и взаимопониманию внутри школьного сообщества и в дальнейшем внутри всего общества.
муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России
Не только по истории надо вводить единый стандарт, но и по остальным предметам. И это должны быть учебники хорошего качества, потому что дети должны получать все самое лучшее. А уж содержание - это вопрос к специалистам, тут многое будет зависеть и от педагогов в школе, и от создателей учебника.
преподаватель английского и арабского языка в Пятигорском государственном лингвистическом университете, председатель комитета по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Молодежной общественной палате Пятигорска
А вот что касается русского языка и литературы, здесь много моментов: нельзя унифицировать весь имеющийся багаж практических и методических наработок в один учебник, это физически невозможно. Кроме того, мы привыкли дифференцировать не только школы, регионы и классы, но и самих учащихся. Кому-то надо углубленное изучение предметов, кому-то образование попроще. Например, я преподавал по учебникам Оксфорда, чтобы студенты были готовы к сдаче международного экзамена по английскому языку, базового учебника тут мало. Как быть с этим? Как в такой ситуации получать необходимое образование, исходя из базового учебника, непонятно.
доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета
Но если удастся с помощью переговоров с обиженной на политиков Академией наук войти в диалог с выдающимися ее представителями, и борьба за тендер будет не подковерная, а реальная, с обсуждением в открытом доступе, тогда есть все шансы на то, что появится отличный единый учебник. Но работать должны комиссии, независимые от политических воззрений.
Сейчас издательства действительно делают бизнес на оболванивании подрастающего поколения, и об этом речь идет давно. По литературе и языку стоит обязательно делать единый учебник. Тем более речь идет о едином рекомендованном, неугодные книги никто на костре сжигать не будет. Коммерсанты и здесь быстро свою выгоду найдут, начнут их массово выпускать.
Боюсь только, чиновники и ученые еще не готовы к отрытому диалогу на этот счет, чтобы не было перекоса, поэтому закон вызовет недовольство у широкой общественности.