Круглый стол на тему: «Учебник истории: новое прочтение»

15 июня 2013 года

В четверг в РИА «Новости» состоялся круглый стол на тему: «Учебник истории: новое прочтение». Мероприятие было посвящено новому проекту единой концепции школьного курса истории России, который будет представлен к 17 июня.

Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Ирина Мануйлова из «Единой России» отметила на круглом столе, что историю школьники будут все-таки изучать по линейной схеме. Перед этим несколько лет назад в рамках реформы образования школы были переведены на концентрическое (или цилиндрическое) обучение истории — в этом случае полный курс истории заканчивается в 9 классе, а затем два года школьник должен готовиться к ЕГЭ и повторять уже пройденный материал.

Концентрическое обучение вызвало большой скандал в педагогических кругах. Так, декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов обвинил Минобразования в том, что они затеяли провальную реформу. По словам декана, в России со времен Александра I было проведено 18 реформ образования, но только две из них были успешными.

Педагоги отмечали, что при концентрическом изучении истории возникнет несовпадение возрастных и психологических возможностей учеников. Так, современную историю учат теперь не в 11 классе, а в 9-м. При этом у школьника нет возможности опереться на другие предметы — например, современная литература изучается позже.

В итоге педагогам и школьникам пошли на уступки — линейное изучение истории вернется в школы. Единая концепция предусматривает также возвращение преподавания истории к неким единым стандартам и создание вместо нескольких десятков существующих ныне учебников одного-единственного. Что же будет в этом новом учебнике, пока точно не известно. Чего в нем не будет — не будет Владимира Путина и Дмитрия Медведева: на начале их правления в 2000 году отечественная история в школах закончится.

Кроме того, в новом учебнике авторы постараются поменьше рассказывать о политической истории страны и как можно больше — о повседневности, заявил на круглом столе заместитель директора по научной работе Института российской истории РАН Сергей Журавлев.

По его словам, школьникам сегодня «не интересно изучать историю государственных органов — им интересно знать, как люди жили, о чем мечтали»: «История повседневности — очень широкое понятие, оно включает в себя, в том числе, и вопрос отношения полов», — объяснил Сергей Журавлев.

Ученый пообещал, что вместо истории российской власти дети станут зубрить генеалогию неких семей, и вообще та самая пресловутая повседневность откроет для школьников совершенно новые миры: «Через историю повседневности они смогут узнавать те явления, которые происходили в ту или иную эпоху».

Есть в российской истории и спорные вопросы. До сих пор не ясно, что сказать школьникам об истории создания российского государства — создавалось оно варягами или норманнами. Спорят ученые и о том, насколько передовой державой была Россия накануне Первой мировой войны. Отсюда и спорная трактовка революции. 
Главное, по словам Сергея Журавлева — чтобы новый учебник нес детям позитив и формировал у него положительное восприятие действительности. В результате дети будут «стремиться к консолидации» и вырастать «патриотами своей страны», пообещал историк.

По материалам сайта http://news.rambler.ru

 

 

 

 

 

 

На главную страницу