Самый полезный предмет

3 июня 2011

В нашей стране до сих пор не умолкают споры о том, нужен ли в системе преподавания предмет, рассказывающий о православном нравственном воспитании или нет. Одни говорят – да, без него наша страна упадет в яму порока и произвола. Другие возражают: ну, нет, ведь есть дети, которые исповедуют другую религию и те, у которых родители атеисты.  Действительно, страшно. Вдруг чьи-то дети узнают, что такое добро и зло, вдруг они станут добрее и чище?

Для того, чтобы посмотреть, что же такое предмет «основы духовно-нравственной культуры (ОДНК)», я решила посетить один из уроков этой дисциплины. Для этого я отправилась в единственное в Омске учебное заведение, где первокурсникам преподается этот предмет. Это Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Честно сказать, на урок ОДНК я шла немного настороженно. Перед глазами вставал какой-то стереотип «нашей современной молодежи», которая только и делает, что гоняется за удовольствиями, которую ругают все кому не лень… Станет ли она слушать о девичьем целомудрии, о губительном влиянии мата, о том, что нужно учиться прощать и просить прощение? Не устроит ли сцен, не будет ли хихикать под стол?

…Заходим в аудиторию. Ребята поднимаются с мест и приветливо здороваются. Опоздавших нет. Атмосфера очень доброжелательная, чувствуется, что ребята ловят каждое слово преподавателя. А тема сегодняшней пары нешуточная – аборт. Оказывается, уже на 18 день после зачатия у ребеночка бьется сердце! Он внимательно прислушивается к тому, что происходит вокруг: радуется вместе со своей мамочкой и огорчается, если ее обижают.  Кажется, ребята всем существом своим переживают, если случается трагедия, и ребенка убивают.

Преподаватель ОДНК, Ольга Васильевна Курмаева, вспоминает: «Когда мы с предыдущей группой смотрели фильм об абортах, у многих девчат были слезы на глазах. Спрашиваю: «О чем вы плачете? Вы же еще молоденькие такие!» Отвечают: «Мы плачем о своих мамах».

«Самое главное – эти уроки дают «выход из греха». То есть ребята теперь знают, что нужно делать, если совершил ошибку», – говорит Ольга Васильевна.

– Так что же?

– Раскаяться, – в один голос отвечают студенты.

Многие ребята сами просят сводить их на исповедь, а крестится к концу года вся группа без исключения. При этом преподаватель никогда не навязывает им свою точку зрения, и уж тем более не заставляет ходить в Церковь. Даже глагол «верить» не произносится, а только «знать». Просто ребята сами видят: есть какой-то другой мир, добрый и светлый, и хотят по мере сил приобщиться к нему. 

Ребята пересмотрели все фильмы, которые увидели на уроке ОДНК, переписывают их, дают своим родственникам и друзьям. В рамках предмета ребята ходят в «больницу брошенных детей», в психоневрологический детский интернат. И многие, увидев однажды «отказников», продолжают ходить к детям и по сей день, занимаются с ними, устраивают концерты.

«Конечно, много сил уходит на подготовку и проведение занятий, – признается Ольга Васильевна. – Но чувствуешь отдачу. Заходишь, например, в столовую, ребята кричат: «Здравствуйте! А мы уже не материмся!» или «А почему у нас на 3 курсе ОДНК не ведется? Мы же забываем все!»

 Хотя эти «уроки жизни», наверное, не забудешь. Если из памяти что-то улетает, то сердце навсегда хранит опыт добра.

Программа духовно-нравственной культуры, согласно которой и ведется преподавание предмета, была составлена омским областным движением «Содружество «София». Она заняла первое место на Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания, работы с молодежью на соискание премии за нравственный подвиг учителя в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодежи». Однако до сих пор преподавание этой дисциплины ведется лишь в 2-3 городах нашей страны. «Очень жалко, что в нашем городе больше нет преподавателей ОДНК», – с горечью говорит Ольга Васильевна.

На этом предмете ребята знакомятся с глубокими корнями нашей отечественной культуры, учатся бережному отношению к языку, узнают о том, какими должны быть добрачные отношения парня и девушки, как  создать крепкую семью. Что такое трезвение, и как помочь страдающему от пагубных привычек человеку – об этом также рассказывают основы духовно-нравственной культуры. 

А вот как сами ребята отвечают на вопрос: «Что мне дает предмет ОДНК?»

Настя, 17 лет:

«Этот предмет дает мне много нового, интересного. Здесь я узнала о Боге, много интересных историй о Нем. Узнала о ценностях, как нужно себя вести, что нельзя делать и, наоборот, нужно. Также как лучше поступить в некоторых ситуациях. Начала ценить некие моменты жизни благодаря этому предмету».

Галина, 18 лет:

«Я много нового узнаю на этом предмете, чего раньше не знала. Думаю, что он остановил меня перед многими ошибками, которые я могла совершить».

Светлана, 17 лет:

«Я благодарна нашему директору за то, что он разрешил преподавать этот предмет в нашем колледже. Он заставляет нас задуматься о смысле жизни, и начинаешь понимать, для чего же мы живем. Мы узнаем много нового и интересного, а самое главное – полезного!»

Альфия (возраст не указан):

«Дает мне то, что я не получила бы от родителей, друзей. Я считаю, что этот предмет очень важен, так как он дает нам обширное представление о мире, о культуре, о семье, о взаимоотношениях. Благодаря этому предмету в наших сердцах раскрывается та доброта, то милосердие, которое хранилось в глубине наших душ».

Максим, 17 лет:

«ОДНК необходимо. Оно несет просвещение в людские массы, вразумляет многих людей. Особо это необходимо в этом мире, полного жестокости, грязи и похоти».

Алена, 18 лет:

«Новые знания расширяют мой кругозор. Учит быть более гуманным, более доброжелательным по отношению к другим. Учит радоваться тому, что есть. Этот предмет дает возможность найти другие идеалы, то общество, с которым мне будет уютно. Дает возможность измениться самой и изменить свое окружение».

Марина, 17 лет:

«Хотелось бы, чтобы этот предмет был не только в нашем колледже, но и в школах. На этом уроке понимаешь, что происходит на самом деле в жизни, как много мы делаем неправильно, хочется жить в добром и справедливом обществе, если бы этот предмет преподавался с более раннего возраста, может быть, и мир был бы добрее. Если бы родители разговаривали с детьми, может, люди не были бы такими злыми и агрессивными».

Татьяна, 17 лет:

«Этот предмет заставляет действительно задуматься о своей жизни! О смысле жизни! О том, как мы живем! Хороший предмет, и в нем заложено все только самое светлое».

Автор: Ксения Лепехина

Фото автора

Фоторепортаж с урока "Основы духовно-нравственной культуры"

 

 

На главную страницу