Беккер Ирина Михайловна, классовМКОУ «Ачаирская СОШ Омского муниципального района Омской области»

 

«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.» Жан-Жак Руссо

Расскажу об  изменениях в жизни моих четвероклассников и меня, в том числе, которые произошли благодаря введению нового курса ОРКСЭ. Сразу же скажу, что данный курс важен, нужен, актуален.

Безнравственность царит в молодежной среде, поэтому та частичка добра, которая сейчас попадет в сердца наших детей, я думаю, принесет свои положительные плоды , хотя , возможно и не сразу. О себе скажу, что стараюсь быть всегда в курсе всех изменений и инноваций в области образования, с интересом внедряю их в образовательный и воспитательный процесс, поэтому с желанием приняла предложение директора школы пройти специальные курсы по преподаванию ОРКСЭ.

Родителям был предложен выбор для изучения детьми  любого из шести модулей. 56%  выбрали модуль «Основы православной культуры», 44% - «Основы светской этики».Я веду оба модуля. Скажу правду – трудно! Говорим об одних и тех же ценностях, но по-разному. Я – человек верующий, но демонстрировать свою симпатию к модулю ОПК не могу и не имею такого права , т.к. модуль в первую очередь культурологический. ОСЭ для меня, в первую очередь,  как учителя, привычнее, т.к. почти все темы модуля перекликаются с темами классных часов, т.е. для меня они не новы и построение хода диалога с обучающимися не вызывают особых сложностей, чего не скажу о модуле ОПК. Здесь сложнее и одновременно интереснее,  как и все новое. Мною разработана рабочая программа по модулю «Основы православной культуры» с подробными рекомендациями автора УМК данного модуля протодиакона о. Андрея Кураева и проекты  уроков с применением ИКТ технологий. С первых уроков дети на обоих модулях проявили интерес к изучаемому предмету. Особое внимание на занятиях курса уделяю  проектно-исследовательской деятельности учащихся.Безотметочное обучение для ребят ново, необычно. Но здесь, я считаю, есть свои плюсы и минусы. Положительная сторона заключается в том, что дети «не зажаты» в рамки терминов и понятий, им нет необходимости заучивать материал, чтобы потом его применить, важнее проникнуть в суть изучаемого и отрефлексировать. Минус в том, что дети всё же ждут привычной оценки за свою работу (рисунок, сочинение, реферат, презентацию). В данном вопросе моя идея, конечно же, не нова. Я ввела с первых уроков ведение портфолио по изучаемому модулю. Мы с ребятами называем его «Свод творческих работ». Мною введен так же «Оценочный лист», где цветом отражается оценка учителя, родителя, соседа по парте и самооценка ученика.Минус в том, что порой не хватает времени на оценку. Уроки проходят в жарких беседах, на которые  не хватает  сорока минут урока. Ловлю себя на том, что хочу дать как можно больше материала, ведь так много интересного! Но, приходится останавливать себя и походить к этому вопросу взвешенно. Главное здесь «не переборщить», материал строго дозировать для  лучшего его усвоения.Ребята задают много каверзных вопросов, например: «Считаю ли я себя верующей», «Правда ли, что будет конец света» и т.д..Я старалась  отвечать  на такие вопросы искренне и правдиво, подчеркивая, что каждый человек свободен в своем выборе в любой сфере своей жизни. Важно лишь принимать решения и действовать в рамках принятых законов морали, стараться никогда  не отходить от основ морали, к какой бы конфессии не причислял бы  себя человек. Толерантность, уважение к людям любой национальности, вероисповедания – вот главная  идея на уроках любого модуля.

Вернусь к словам Ж.-Ж. Руссо : «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому». Уроки ОРКСЭ, как в прочем и все остальные, должны быть интересными, иначе нам не достичь поставленных задач. Поэтому, думаю, от учителя ОРКСЭ требуется не только знание изучаемых детьми вопросов данного курса более чем изложено в учебнике, но и творчество, выдумка, знание возможностей каждого ребенка, умение быстро находить правильный выбор из любой сложной непредсказуемой ситуации. 

 

Назад

На главную страницу