Калита Ольга Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ «Иртышская средняя общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области»

 

С 1 сентября 2012 года я в 4 классах начала изучение учебного модуля «Основы светской этики». На первом уроке мы с ребятами внимательно рассмотрели содержание этого учебного курса. Во время беседы я поняла, что ребята заинтересовались этим предметом. Они захотели сразу узнать, что же такое этика? Для чего ее нужно изучать? Я объяснила, что на уроках по «Основам светской этики» ребята познакомятся со знаменитыми людьми, будут учиться быть доброжелательными, ценить дружбу, возможность раскрыть себя при выполнении творческих работ, познавательных заданий.

К каждому уроку я готовлюсь тщательно, подбирая интересные и увлекательные задания. Я знаю, что ребята ждут этих уроков, потому что каждый раз они с любопытством смотрят на меня и спрашивают: «А что мы будем изучать сегодня?» На уроках использую игровые приемы, привлекаю сказочных героев, ведем дискуссии, беседы, выполнение творческих заданий в группах и в парах, проигрываем ситуации, которые происходят в школьной жизни, на переменах. Предоставляю возможность самим рассуждать, находить ответы на вопросы в учебнике, словарях, используя художественную литературу, интернет.  Ребята любят уроки с презентациями, поэтому стараюсь подготовить презентацию и при изучении нового материала, и при проверке пройденного материала или домашнего задания.

Хочу сказать, что на первых уроках ОРКСЭ ребята были немного скованны, отвечали мало, сейчас отмечается на уроках  активность, стремление ответить первому, выполнить правильно задание и пояснить свой вариант ответа.  Я заметила, что ребята стали больше рассуждать, задумываться, обсуждать друг с другом какие-то вопросы. Например, один мальчик говорит: «Я понимаю, что нельзя драться, но в жизни поступаю по-другому». Как быть? Вместе с ребятами приводим примеры, к чему может привести  такое поведение по отношению к окружающим. Объясняю, что злость – это слабость и показывать  ее другим не стоит. Нужно с ней бороться, может быть сделать глубокий вдох, задержать дыхание и выдохнуть;  может быть отойти и побыть в тишине одному и т.д. Каждый должен найти свой метод борьбы со своими слабостями и в этом проявляется сила каждого человека – умение себя сдерживать,  быть справедливым по отношению к другим.

Иногда, я предлагаю ребятам написать мини-сочинения, что тоже помогает увидеть внутренний мир каждого ребенка. По желанию они читают свои сочинения вслух. Приведу примеры мини-сочинений на тему: «Когда я думаю о маме…»

«Когда я думаю о маме, то у меня появляются такие чувства, как: спокойствие и уверенность. Все вокруг меня становится светлым, добрым, радостным. Мне хочется быть всегда рядом с ней, ведь я знаю, что она поможет мне во всех трудных ситуациях. Мама – мой самый близкий человек, и я всегда буду ее беречь и уважать»

«Я люблю думать о маме. Когда я думаю о ней, то мне становится хорошо. Мне сразу хочется убраться в доме, помыть посуду. Я думаю о ней и хочу, чтобы она поскорее приехала с работы домой.»

Когда мы проходили тему «Добро и Зло», то видно было, что ребята видят и отличают добрые поступки от плохих поступков,   вопрос: «Почему они  в жизни чаще совершают плохие поступки?»  вызывает затруднения. Но самое главное, когда мы рассмотрели, какая бывает доброта (пассивная, активная, созидательная) их это очень заинтересовало. При опросе оказалось, что основная часть детей признает в себе доброту пассивную или активную. К концу урока ребята решили, что нужно  стремиться к доброте созидательной и признали, что это нелегко, но они будут стараться.

Ребята оценивают свою работу и работу сверстника. Ведем портфолио и лист самооценки. Все свои творческие работы, сочинения, рисунки, интересные мысли ребята складывают в портфолио, а потом сами же рассматривают на перемене и вместе обсуждают. Работу ребят на уроке я оцениваю разноцветными снежинками, это очень привлекает ребят. Они стараются заработать снежинку и выбрать ту, которая им понравилась.

Я считаю, что пропуская через себя полученные знания, умения по пройденным темам, ребята пытаются бороться со своими отрицательными качествами, быть добрее по отношению к другим, справедливыми и веселыми.

С первых уроков я почувствовала, что проблема будет с родителями. При выполнении домашнего задания, которое желательно готовить вместе с родителями, выяснялось на последующих уроках, что взрослые мало уделяют внимания на подготовку к этому предмету. Выступление на родительском собрании и индивидуальные беседы с родителями дали небольшие результаты. Объясняла, что совместная деятельность ребенка и родителей дают возможность вместе общаться, возможно, вы увидите в  ребенке того, чего не замечали раньше. Родители соглашаются, но пока это еще остается проблемой № 1.

Конечно, я планирую в дальнейшем продолжить работу с родителями, провести для них открытые уроки, чтобы они увидели, на что способны их дети; подготовить для этого урока задания, которые ребята будут выполнять  совместно со своими родителями.

 

Назад

На главную страницу