Миронова Татьяна.Юрьевна, МКОУ «Петровская СОШ №2» Омского муниципального района Омской области

 

Вот уже четыре месяца веду курс светской этики. Конечно, есть определенные проблемы, которые требуют дополнительных усилий и кропотливости при подготовке к уроку, тем не менее, это очень интересно и  нужно.

К каждому занятию стараюсь подобрать примеры ярких образ­цов поведения, которые соответствуют теме урока, вызывают положительные чувства, рождают спорные ситуации, собственное мнение. Считаю, что  важно приводить примеры преимущественно положительных литературных и исторических образцов. Побуждать у детей желание и готовность делать добрые поступки. Пусть они захотят почувствовать себя маленькими героями, важность своего дела. И, главное, чтобы близкие люди заметили перемены в их поведении, справедливо оценили их усилия. Ведь каждый добрый поступок для ребенка, это его личная победа над собой.  

Проблема в том, что родители не всегда серьезно относятся к совместному решению с ребенком вопросов нравственного выбора, обсуждения моральных поступков. Получается, что часто воспитание нравственных качеств, культуры поведения родители перекладывают полностью на школу. Мало знать о хороших, положительных образцах, нужно чтобы дети видели примеры добрых дел и от близких людей. Нужна тесная работа с родителями в общем направлении, чтобы у ребенка не возникали сомнения  и противоречия между словами и делом. Обсуждение различных ситуаций и поиск решения проблем нравственного и безнравственного поможет приобрести обучающимся способность участвовать в социальной жизни. Ребенка окружает не только семья, друзья, соседи, родственники, но и различные учреждения, средства массовой информации – все это тоже формирует нравственное поведение. Светская этика помогает понять и принять определенные нормы поведения.  Данный Курс предполагает решение творческих задач, это не просто, но очень интересно для ребят. Моделирование ситуаций, анализ вариантов поведения, собственный нравственный выбор, обоснование  выбора, отражение понятий через творческие работы – это серьезный труд.

Мы часто говорим о стремительно меняющимся обществе, моделях поведения, ценностных ориентирах. Но это видим мы, взрослые. Наши дети живут в таком обществе, они его таким видят и принимают, для них это естественно и другого общества они, пока не знают. Иногда я удивляюсь некоторым суждениям детей, и понимаю что современная жизнь уже их «подхватила». Нужно вовремя направить, подсказать, уберечь от несправедливости и обмана. Научить быть внимательными друг к другу, терпимыми. Понимать многообразие всего мира и права на существование его.

Поэтому проблема нравственного воспитания очень актуальна. На нас, учителей легла большая ответственность найти способы организации воспитательной работы.

Такие моральные ценности как любовь к Родине, честь, справедливость, героизм уже осознанно воспринимаются младшими школьниками и сочетаются с развитием моральных чувств – товарищество, ответственность. Коллективное творчество помогает общаться друг с другом, прислушиваться к мнению одноклассников, делать соответствующие выводы. Рефлексия помогает понять важность обсуждаемых проблем для успешной и адекватной социализации. 

Несомненно, данный курс помогает духовному обогащению, пониманию  сложных социальных явлений. Нельзя категорично выстраивать линии поведения, нужно предоставить свободу положительного нравственного выбора.

 

Назад

На главную страницу