Пахмурный Евгений Александрович, МКОУ «Пановская средняя общеобразовательная школа» Крутинского муниципального района Омской области

 

Дорогой добрых дел.

Концепция современного образования видит школьника, как личность гармонично развитую по многим направлениям: уделяется особое внимание развитию и укреплению здоровья, умственных и творческих способностей ребенка. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» призван повысить культурный уровень ребёнка, воспитать его сознательным, адекватно оценивающим действительность, способным сделать выбор. Тот самый правильный выбор, от которого в действительности зависит будущее человека. Выбрать верный путь в современном мире является особой задачей для незрелого детского сознания. Ведь жизнь диктует свои правила. Авторы учебных пособий модулей «ОРКСЭ» щедро делятся информацией о фундаментальных духовно-нравственных  истинах. Ребенок узнает, что  означает быть моральным.

Нельзя ограничиться просветительскими беседами о совести, толерантности и этикете. Казалось бы, всё очень просто. Однако, какой же поступок ребенок может заслуженно назвать добрым поступком? Как же ему осознать суть изучаемого по-настоящему? Вспоминается древняя истина: «Вера без дела мертва». Действительно, повышая уровень аналитической активности ученика, растёт и его сознательность. На уроках «Основы светской этики» в 4 классе я использую заранее подготовленные ситуации - моральные дилеммы и дискуссии, условия которых ставят ребенка перед выбором. Решая упомянутые ситуации, ребенок представляет себе конкретную жизненную ситуацию, переживая которую явственно глубже осознаёт суть излагаемого материала.

Ребенку нужен пример для подражания и, чаще всего, он ищет этот пример в поступках старших из своего окружения. Тысячу раз жаль, но окружение не всегда в состоянии дать достойный образец подрастающему поколению.  Важнейшим моментом является осознание ребенком значимости добрых поступков в нашей жизни. При изучении темы «Добро и зло» ребята под моим руководством сделали интересное открытие. Оказывается, им не так-то просто ответить на вопрос: «Как много добрых поступков вы совершаете?». Для ответа я воспользовался простым и понятным для ребят способом: нашими пальчиками! Ребята стали считать, сколько хороших и плохих поступков они сделали за день. На правой руке, загибая пальчики, они считали хорошие дела, а на левой – плохие. И пришли к выводу, что нужно следить даже за маленькими хорошими и нехорошими поступками, ведь они имеют большое значение для самих ребят и для окружающих.

На уроках я так же использую групповую форму работы. Изучая тему «Справедливость», ребята в группах анализируют сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Обсуждая события, они ищут ответ на вопрос «Справедливо ли наказана старуха? Как она относилась к окружающим?». Итогом работы становится выступление группы и обоснование своей точки зрения. Важно провести параллель между сказкой и повседневной жизнью ребят. В разговоре мы переходим к тому, как часто мы бываем несправедливы к любящим родителям, требовательным учителям и дружелюбным одноклассникам, заботу которых, очень часто, воспринимаем как наказание.

Для изучения  некоторых тем эффективна работа ученика и родителей, например, написание совместных мини-сочинений. Такая работа положительно влияет как на родителей, так и на учеников. При изучении темы «Моральный долг» ребенку достаточно сложно самостоятельно определить, что же является его моральным долгом. Требуется помощь старших. У части ребят совпало мнение. Они написали, что считают своим моральным долгом помогать родителям и бабушке с дедушкой, хорошо учиться, быть добрым, отзывчивым и честным. Я считаю, что цель достигнута.

Единственной проблемой в преподавании курса ОРКСЭ является то, что нет сознательного отношения к предмету, так как нет привычных оценок (в курсе используется рейтинговая система). Некоторые ребята в связи с этим считают выполнение домашних заданий необязательным.        

Детям очень нравятся занятия, родители отмечают положительный эффект. Предмет напрямую связан с жизнью, и у обучающихся не возникает вопроса о необходимости изучения. Вне всякого сомнения, полученные знания найдут применение в повседневной деятельности и дальнейшей жизни. И пусть исход каждой ситуации будет положительным!

 

Назад

На главную страницу