Чиликина Ольга Викторовна, МКОУ «Сибирская СОШ №1» Омского района, Омской области
Моё отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе.
С этого учебного года в мою обязанность вменили преподавание ОРКСЭ, но обязанность переросла в интерес, а интерес дал свои результаты.
Знакомство с учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики» началось ещё в 2011 году, а затем в начале 2012 года (январь-май) мною посещались специализированные курсы на базе БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», которые помогли мне понять, что основными задачами курса являются:
1)развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
2)знакомство с основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
3)обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Посетив курсы, я так же познакомилась с правовыми и нормативными основами разработки курса ОРКСЭ и получила теоретические знания по предмету.
Когда началась непосредственная работа с родителями, то стало понятно – многие из них не понимают, почему вводится этот учебный курс и зачем. Итогом совместных усилий: администрации школы, классных руководителей, родителей и учителя ОРКСЭ стал выбор большинства родителей модуля «Основы мировых религиозных культур».
При изучении курса опираюсь на Программу для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки РФ «Основы религиозных культур и светской этики» А.Я Данилюк,-М., «Просвещение», 2010г, и учебник «Основы мировых религиозных культур», авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Москва. «Просвещение», 2012г
В ходе преподавания использую следующие формы, методы и приёмы:
-Эвристические беседы
-Исследовательский метод
-Проектирование
-Различные викторины
-Творческие мастерские
-Информационно- коммуникационных технологий
Формы работы:
- коллективная
- групповая
- индивидуальная
За истекший период работы (сентябрь-декабрь) 2012 года, я могу сделать ряд выводов и определить своё собственное отношение к ОРКСЭ в рамках модуля « Основы мировых религиозных культур»
Каждый урок готовится и проходит на основе принципов:
1)преподавание ОРКСЭ осуществляется в соответствии с нормами законодательства РФ (Конституция РФ; законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»);
2) комплексный курс является светским;
3)педагог не должен в пространстве урока противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения;
4)организация в школах коллективного ознакомления родителей с целями, задачами, программой ОРКСЭ, а так же включение родителей в процесс изучения предмета;
5) учёт возрастных особенностей обучающихся;
6)безотметочный подход к оцениванию;
7)обязательное использование ИКТ (презентаций по темам, фрагменты фильмов)
Опираясь на задачи курса, и принципы построения учебных занятий, я получила ответную реакцию со стороны обучающихся, и она превысила ожидаемые результаты. Только трое ребят из 39(по результатам анкетирования) на сегодняшний день не увлеклись предметом, 36 с удовольствием посещают уроки, готовят домашние задания, а некоторые совместно с родителями уже подготовили презентации на темы: «Чётки в исламской культуре», «Священные книги мировых религий», «Храмы г. Омска», «Храмы Омской области».
Особый интерес у школьников вызвали темы: «Россия - наша Родина», «Возникновение религий. Древнейшие верования», «Добро и зло», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения». Есть у меня ученик Кирилл, он увлекается историей буддизма, его семья недавно переехала с Дальнего Востока в наш посёлок. Его познания в этой области вызвали желание у многих ребят пополнить свои знания по истории других религий, это благодатный возраст для проецирования на себя и хорошего и плохого, моя задача помочь сделать правильный выбор. Соревнования в знаниях, разве это плохо? Может и найдутся те, кто скажет да, плохо, но большинство педагогов и просто людей, считают, что это стимулирует человека, мотивирует его на положительные поступки, на поиск нового лично для него. Некоторые ребята даже заявили о том, что готовы попробовать себя в исследовательской работе и включится в НОУ (научное общество учащихся).
Работая с четвероклассниками без отметок, я поняла, что мотивацией может стать многое: выступление на конференции с презентацией, количество полученных «звёзд», смайлики в конце каждого урока, подарки по итогам первого полугодия. Для этого каждый обучающийся имеет «звёздный лист» в рабочей тетради, где приклеиваются полученные звёзды, портфолио со страницей «ОРКСЭ».
20 декабря прошло очередное родительское собрание в 4-х классах, на котором я отчиталась перед родителями о проделанной работе. Используя презентацию ознакомила их с целями, принципами преподавания, темами уроков, продемонстрировала фрагменты некоторых уроков. Моё обращение к родителям с пожеланиями дальнейшего сотрудничества было встречено положительно. Многие родители с готовностью согласились активно включиться в нашу совместную деятельность по воспитанию нравственного поведения у школьников, основанного на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, нашей малой родины.
Таким образом, моё отношение к курсу ОРКСЭ окончательно сформировалось.
Этот курс даёт нам:
1)дополнительную возможность способствовать нравственному воспитанию обучающихся;
2) полученные знания помогут в дальнейшем при изучении истории, обществознания и других гуманитарных предметов;
3)сближает родителей и педагогов в вопросах воспитания и обучения детей;
4)курс нацелен на достижение предметных и личностных результатов;
5)способствует реализации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения ФГОС.