Гладкова Светлана Владимировна МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Называевска Омской области»

 

О чём  должен помнить учитель основ религиозной культуры  и светской этики, приступая к преподаванию данного предмета в 4 классе? О том, что  предмет ОРКСЭ- важная ступень в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Благостной для педагогов, начавших преподавание предмета с сентября 2012 года, была информация о том, что прошедшая в регионах России апробация показала педагогическую эффективность данного курса. Это вселяло надежду на успех, на понимание.

Одним из сложных вопросов  предмета «Основы религиозных культур  и светской этики» является безотметочное оценивание. Проблемная ситуация?  Скорее всего, да. Ведь в большинстве случаев обучающиеся хотят получить отметку. Как поступить учителю?Необходимо  использовать  педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и  мотивации воспитанников.

Мы выбрали своеобразную форму «движения вперёд» -ведение путевого дневника.  Он заполняется с помощью знаков-символов после каждой темы курса. Обсудив совместно  предложенные  варианты,  выработали  символические обозначения усвоения материала учебника («усвоил», «не всё усвоил», «не усвоил»). Причём, ребята в данном вопросе проявляют свойственную им фантазию: вместо предложенного варианта - улыбающегося личика - они изображают  и облачко, и солнышко!

Помесячное оценивание  заключается в  письменной работе – написании мини-сочинения с метафорическим названием  «Ступеньки роста», где  ребята стараются отразить три уровня усвоения материала: представление, отношение  и стратегия поведения.  Такой род деятельности вызывает затруднение у ребят, ведь это аналитическая деятельность.  Помогаю им, направляю их мысли в нужное русло («шагаем по ступенькам»). У многих получается, пишут, например: «Я знаю, что на свете есть добро и зло» (1-ая ступенька-представление).   «Я положительно отношусь к добру,  поддерживаю добрые поступки» (2-ая ступенька – отношение).  «Я поступаю по-доброму, или  Я стараюсь совершать добрые поступки (и приводят свои примеры, свои маленькие победы)» (3-я ступенька – стратегия поведения). Таким способом  развиваются  способности рефлексии  по поводу ценности нравственного совершенствования.

Ведём  работу  над составлением портфолио. В  него вкладываем следующие материалы:

- созданные ребятами иллюстрации,

-  буклеты  с пословицамии поговорками  на определённую тему,

- эссе,

-размышления после «дискуссионных качелей»(Первая группа,например, заканчивает фразу: «Добрым быть просто, потому что…», вторая - фразу: «Добрым быть непросто, потому что…»),

- вопросы для интервью  по теме и т.д.

Портфолио поможет  ребятам  подготовить итоговые творческие  проекты.

Для педагогов, мне кажется,  актуальным является  вопрос  выбора наиболее эффективных форм обучения. Приоритет должен отдаваться активным формам взаимодействия.  При этом  важно использовать  приёмы и методы,  формирующие  интерес  обучающихся к преподаваемому предмету и выстраивать задания так, чтобы дети почувствовали свой успех.

 Предлагаю некоторые из них:

- интервью (для осуществления рефлексии  по итогам работы класса на уроке, по итогам изучения темы),

- интервью у  членов семьи в качестве домашнего задания «А как у Вас?» (семейные традиции, праздники и праздничные обряды);

- составление учащимися   вопросов и заданий проблемного или содержательного характера для групп;

- составление словаря терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению материала курса;

- создание собственных иллюстраций к тексту;

- устное словесное рисование;

- освоение жанра устного народного творчества (подбор пословиц, поговорок, придумывание загадок);

- решение на Семейном совете проблемной ситуации,

- составление Родословной,

- различные игровые технологии.

Вспоминая август - сентябрь 2012 года, хочу  сказать, чтоволнующим был  момент первых встреч с детьми, с родителями. Ведь вводится новый предмет. А с другой стороны,всё новое, вводимое необычно - интересно!  А если интересно, значит состоится! Так в добрый путь!  И конечно, хочется  верить, что родители и дети не ошиблись в выборе модуля( в нашей школе выбран модуль «Основы мировых религиозных культур»), что  будет взаимопонимание, что родители будут помогать своим детям, и совместными усилиями семьи и школы мы воспитаем высоконравственных, творческих, компетентных граждан России!

 

Назад

На главную страницу