Гладкова Светлана Владимировна МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Называевска Омской области»
О чём должен помнить учитель основ религиозной культуры и светской этики, приступая к преподаванию данного предмета в 4 классе? О том, что предмет ОРКСЭ- важная ступень в системе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Благостной для педагогов, начавших преподавание предмета с сентября 2012 года, была информация о том, что прошедшая в регионах России апробация показала педагогическую эффективность данного курса. Это вселяло надежду на успех, на понимание.
Одним из сложных вопросов предмета «Основы религиозных культур и светской этики» является безотметочное оценивание. Проблемная ситуация? Скорее всего, да. Ведь в большинстве случаев обучающиеся хотят получить отметку. Как поступить учителю?Необходимо использовать педагогическое оценивание как метод повышения учебной активности и мотивации воспитанников.
Мы выбрали своеобразную форму «движения вперёд» -ведение путевого дневника. Он заполняется с помощью знаков-символов после каждой темы курса. Обсудив совместно предложенные варианты, выработали символические обозначения усвоения материала учебника («усвоил», «не всё усвоил», «не усвоил»). Причём, ребята в данном вопросе проявляют свойственную им фантазию: вместо предложенного варианта - улыбающегося личика - они изображают и облачко, и солнышко!
Помесячное оценивание заключается в письменной работе – написании мини-сочинения с метафорическим названием «Ступеньки роста», где ребята стараются отразить три уровня усвоения материала: представление, отношение и стратегия поведения. Такой род деятельности вызывает затруднение у ребят, ведь это аналитическая деятельность. Помогаю им, направляю их мысли в нужное русло («шагаем по ступенькам»). У многих получается, пишут, например: «Я знаю, что на свете есть добро и зло» (1-ая ступенька-представление). «Я положительно отношусь к добру, поддерживаю добрые поступки» (2-ая ступенька – отношение). «Я поступаю по-доброму, или Я стараюсь совершать добрые поступки (и приводят свои примеры, свои маленькие победы)» (3-я ступенька – стратегия поведения). Таким способом развиваются способности рефлексии по поводу ценности нравственного совершенствования.
Ведём работу над составлением портфолио. В него вкладываем следующие материалы:
- созданные ребятами иллюстрации,
- буклеты с пословицамии поговорками на определённую тему,
- эссе,
-размышления после «дискуссионных качелей»(Первая группа,например, заканчивает фразу: «Добрым быть просто, потому что…», вторая - фразу: «Добрым быть непросто, потому что…»),
- вопросы для интервью по теме и т.д.
Портфолио поможет ребятам подготовить итоговые творческие проекты.
Для педагогов, мне кажется, актуальным является вопрос выбора наиболее эффективных форм обучения. Приоритет должен отдаваться активным формам взаимодействия. При этом важно использовать приёмы и методы, формирующие интерес обучающихся к преподаваемому предмету и выстраивать задания так, чтобы дети почувствовали свой успех.
Предлагаю некоторые из них:
- интервью (для осуществления рефлексии по итогам работы класса на уроке, по итогам изучения темы),
- интервью у членов семьи в качестве домашнего задания «А как у Вас?» (семейные традиции, праздники и праздничные обряды);
- составление учащимися вопросов и заданий проблемного или содержательного характера для групп;
- составление словаря терминов и понятий, что способствует систематизации и усвоению материала курса;
- создание собственных иллюстраций к тексту;
- устное словесное рисование;
- освоение жанра устного народного творчества (подбор пословиц, поговорок, придумывание загадок);
- решение на Семейном совете проблемной ситуации,
- составление Родословной,
- различные игровые технологии.
Вспоминая август - сентябрь 2012 года, хочу сказать, чтоволнующим был момент первых встреч с детьми, с родителями. Ведь вводится новый предмет. А с другой стороны,всё новое, вводимое необычно - интересно! А если интересно, значит состоится! Так в добрый путь! И конечно, хочется верить, что родители и дети не ошиблись в выборе модуля( в нашей школе выбран модуль «Основы мировых религиозных культур»), что будет взаимопонимание, что родители будут помогать своим детям, и совместными усилиями семьи и школы мы воспитаем высоконравственных, творческих, компетентных граждан России!