Виктор (Островидов)

Виктор (Островидов) (1875 - 1934), епископ Глазовский, священноисповедник.

Память 19 апреля, в Соборе Вятских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

В миру Константин Александрович Островидов, родился 20 мая 1875 года в семье псаломщика Троицкой церкви села Золотого Камышинского уезда Саратовской губернии Александра и его супруги Анны. В семье, кроме старшего сына Константина, было трое детей: Александр (род. 1880), Мария и Николай (род. 1888).

В 1888 году, когда Константину исполнилось тринадцать лет, он поступил в приготовительный класс Камышинского духовного училища, а через год был принят в первый класс. По окончании в 1893 году училища он поступил в Саратовскую духовную семинарию и окончил ее по первому разряду со званием студента в 1899 году. В этом же году Константин Александрович поступил в Казанскую духовную академию. Ему, как успешно выдержавшему приемные экзамены, была предоставлена стипендия.

В студенческие годы ярко проявились гуманитарные дарования Константина Александровича, интерес к отечественной словесности, философии и психологии. Он стал одним из активнейших деятелей и товарищем председателя студенческого философского кружка.

Для кандидатского сочинения он выбрал тему “Брак и безбрачие”. По окончании академии он был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в духовной семинарии.

28 июня 1903 года был пострижен в мантию с именем Виктор, на следующий день, 29 июня, был рукоположен в сан иеродиакона, а 30 июня - во иеромонаха и назначен в город Хвалынск настоятелем Свято-Троицкого общежительного подворья Саратовского Спасо-Преображенского монастыря.

В феврале 1904 года, во время Великого поста, в зале музыкального училища города Саратова иеромонахом Виктором были прочитаны три лекции. Первая лекция состоялась в воскресенье 15 февраля и привлекла массу слушателей, все проходы между рядами, хоры и фойе были заняты; на лекции присутствовали епископ Гермоген, саратовский губернатор Столыпин с женой и дочерью, католический епископ Рооп, ректор Саратовской Духовной семинарии, директоры гимназий, духовенство и миряне. Лекция была на тему “Психология "недовольных людей" в произведениях М. Горького”. 22 февраля состоялась вторая лекция на тему “Жизненные условия появления "недовольных людей"”, собравшая также множество слушателей, а 29 февраля — третья лекция на тему “Возможность обновления "недовольных людей" и путь к нему”.

В 1905 году в издании книжного магазина “Вера и знание” в Санкт-Петербурге вышли лекции иеромонаха Виктора о “недовольных людях” в произведениях Горького и религиозно-философская брошюра “Заметка о человеке”. В том же году иеромонах Виктор был зачислен в состав Иерусалимской духовной миссии и выехал в Иерусалим

В июле 1908 года старший иеромонах Иерусалимской духовной миссии Виктор находился в Киеве, где в течение двух недель, с 12 по 26 июля, проходил IV Всероссийский миссионерский съезд. На съезде он выступил с докладом об Иерусалимской миссии.

13 января 1909 года был назначен инспектором Архангельского духовного училища.

Не чувствуя призвания к духовно-учебной службе, подал прошение об увольнении его от должности инспектора духовного училища для поступления в число братии Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, которое было удовлетворено 15 октября 1909 года.

2 ноября 1910 года был назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита.

В сентябре 1918 года был назначен наместником Александро-Невской Лавры в Петрограде. До конца своей жизни оставался учеником и почитателем престарего профессора В.И.Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала "Истинно-Православной Церкви"

В 1919 году был арестован. В заключении пробыл недолго и вскоре был освобожден.

В декабре 1919 года был хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. В январе 1920 года прибыл в Вятскую епархию.

27 мая 1920 года был арестован по обвинению в "агитации против медицины".

Епископ Виктор был приговорен к лишению свободы до окончания войны с Польшей. Находился в заключении в течение 5 месяцев и был освобожден.

В 1920 году назначен епископом Слободским, викарием Вятской епархии.

С апреля по сентябрь 1921 года временно управлял Томской епархией. Документов, подтверждающих его прибытие в Томск в 1921 г., не имеется.

14 сентября 1921 года был назначен епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, с местом жительства в Вятском Трифоновом монастыре на правах настоятеля. В Вятке владыка был постоянно окружен народом, который видел в никогда не унывающем и твердом архипастыре поддержку для себя среди неустройств и тягот жизни. После каждого богослужения люди окружали его и провожали до кельи в Трифоновом монастыре. Дорогой он неторопливо отвечал на все многочисленные вопросы, которые ему задавали, всегда и при любых обстоятельствах сохраняя дух благожелательности и любви.

В мае 1922 года во Владимире был арестован епископ Вятский Павел (Борисовский) и обвинен в том, что изъятые из храмов ценности не соответствуют указанным в официальных описях. Временно в права исполняющего обязанности управляющего Вятской епархией вступил епископ Виктор.

25 августа 1922 года епископы Павел (Борисовский) и Виктор и с ними несколько священников были арестованы и через несколько дней были доставлены в Москву.

На допросе 28 августа владыка Виктор на вопрос следователя, кто составил послание против обновленцев, ответил: “Воззвание против ВЦУ и группы "Живой церкви", обнаруженное при обыске, составлено мной и разослано в количестве пяти–шести экземпляров”.

5 сентября 1922 г. было предъявлено обвинение в связи с подпольными монархическими группировками, распространении нелегальных воззваний Патриарха Тихона, митрополита Агафангела и Братства ревнителей Православия.

23 февраля 1923 года был приговорен к трем годам ссылки в Нарымский край Томской губ.

Срок ссылки закончился 23 февраля 1926 года, и ссыльным архиереям было разрешено вернуться в Вятскую епархию. Весной 1926 года владыка Павел, возведенный после окончания ссылки в сан архиепископа, и епископ Виктор прибыли в Вятку. За время ссылки архиереев-исповедников епархия пришла в плачевное состояние. Один из викариев Вятской епархии, епископ Яранский Сергий (Корнеев), перешел к обновленцам и увлек за собой много священнослужителей. Некоторые из них, хорошо сознавая пагубность обновленческого движения, не в силах были устоять перед страхом угрозы ареста и ссылки, когда примеры, сколь легко исполнялись эти угрозы, были у всех перед глазами; перейдя к обновленцам, они постарались скрыть это от своей паствы.

Прибывшие в епархию архиереи-исповедники сразу же принялись за восстановление разрушенного епархиального управления, почти в каждой проповеди они разъясняли верующим о пагубности обновленческого раскола. Архиереи обратились к пастве с посланием, в котором писали, что единственным законным главой Русской Православной Церкви является Местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (Полянский), и призывали всех верующих отойти от раскольничьих группировок и объединиться вокруг митрополита Петра.

Начался массовый возврат приходов в Патриаршую Церковь. Обеспокоенные обновленцы потребовали от архиереев прекратить свою деятельность против них, но архиереи отказались вести с ними какие бы то ни было переговоры.

14 или 16 мая 1926 года еп. Павел был снова арестован вместе с архиепископом Вятским и Слободским Павлом (Борисовским). Владыку Виктора обвинили в том, что он содействовал и помогал архиепископу Павлу в его мероприятиях и произносил проповеди, которые, по мнению, властей, имели контрреволюционное содержание. Оба архиерея были перевезены в Москву, во внутреннюю тюрьму ОГПУ. Через некоторое время архиереи были переведены из внутренней тюрьмы в Бутырскую. Архиереи обвинялись в "создании нелегальной епархиальной канцелярии".

Особое Совещание при Коллегии ОГПУ от 20 августа 1926 года постановило лишить их права проживания в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, Вятке и соответствующих губерниях, с прикреплением к определенному месту жительства сроком на три года. Место пребывания можно было до некоторой степени выбирать самому, и архиепископ Павел выбрал город Александров Владимирской губернии, где он когда-то был викарным епископом, а епископ Виктор — город Глазов Ижевской губернии Вотской области, поближе к своей вятской пастве.

Во время своего краткого пребывания в Москве после освобождения из тюрьмы владыка встретился с заместителем Местоблюстителя митрополитом Сергием и в соответствии со своим местом ссылки был назначен епископом Ижевским и Воткинским, временно управляющим Вятской епархией. ОГПУ, узнав, что владыка еще в Москве, потребовало, чтобы он не позже 31 августа покинул город. В этот день преосвященный Виктор выехал в Глазов.

В конце августа-начале сентября 1927 г. епископ Ижевский Виктор получил Декларацию 1927 года, предназначенную для оглашения ее духовенству и верующим Воткинской еп. Известно, что Владыка еще в 1911 г. пророчески писал Сергию (Страгородскому), что тот потрясет Церковь своим заблуждением. Будучи глубоко возмущен содержанием Декларации и не желая оглашать ее, еп.Виктор запечатал ее в конверт и отправил обратно митр. Сергию. Декларация была оглашена только в Вятской епархии, но ее практически нигде не приняли, однако общения с правящим археп. Павлом не прервали.

В октябре 1927 г. еп. Виктор обратился к митр. Сергию с письмом, пытаясь его убедить изменить занятую им позицию соглашательства с богоборческой властью, требующей бесконечных компромиссов с совестью. Владыка предупреждал, что если м.Сергий не пересмотрит свою позицию, то "в Церкви произойдет великий раскол". В ответ из синода епископу Виктору было сделано предупреждение о том, чтобы он, как викарий Вятской епархии, "знал свое место" и во всем подчинялся правящему архиерею.

Вскоре владыка получил распоряжение митрополита Сергия о назначении его епископом Шадринским, временно управляющим Екатеринбургской епархией. Будучи административно высланным в Глазов, епископ Виктор не мог покинуть места своего жительства без разрешения властей и в октябре 1927 года попросил митрополита Сергия образовать Вотскую епархию в соответствии с административными границами Вотской области. Поездка депутации к митр. Сергию с просьбой отменить указ Синода закончилась безрезультатно. В декабре 1927 года владыка пришел к решению отказаться от назначения епископом Шадринским, о чем 16 декабря написал митрополиту Сергию.

23 декабря он был уволен митрополитом Сергием от управления Шадринским викариатством Екатеринбургской епархии и запрещен в священнослужении "за раздорническую деятельность". Однако владыка не признал этого определения, говоря, "ведь и раньше нередко бывало, что отпадшие от истины составляли соборы, и Церковью Божией себя называли, и, по-видимому заботясь о правилах, делали запрещения неподчинившихся их безумию". Отделивших архиереев сохраняла от обвинения в расколе их верность законному Главе Церкви митрополиту Петру (Полянскому), находящемуся в заключении. В дальнейшем оппозиция еп. Виктора митр. Сергию получила название "викторианства".

29 декабря 1927 года направил митрополиту Сергию (Страгородскому) письмо и копию "Письма к ближним", в которых называл Декларацию явной "изменой Истине" и предупредил паству, что если подписавшие воззвание не покаются, то "надо беречь себя от общения с ними". В своем письме он предлагал пастве не быть "ночными чтителями Истины", но "пред всеми исповедывать истинность Церкви" и путем страданий хранить души в благодати спасения. Вскоре состоялось совещание Духовного управления Воткинской епископии, на котором было принято постановление о прекращении епархией молитвенно-канонического общения с м.Сергием (Страгородским) и единомышленными ему епископами, как предавшими Церковь Божию на поругание, впредь до их раскаяния и отречения от Декларации. Постановление было утверждено еп.Виктором и 16/29 декабря отправлено митр. Сергию.

4 апреля 1928 года был арестован в Глазове и перевезен в Вятку, затем в Москву.

18 мая 1928 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ был приговорен к трем годам заключения в лагере. Перед отправкой в лагерь передал свои приходы в управление священномученику епископу Димитрию (Любимову).

В июле владыка прибыл на Попов остров и затем в Соловецкий лагерь особого назначения. Начался исповеднический путь святителя в узах. Епископа определили в 4-е отделение лагеря, расположенное на главном Соловецком острове, и назначили на работу бухгалтером канатной фабрики.

В 1929 году написал прошение с просьбой о досрочном освобождении. 24 октября того же года Коллегия ОГПУ приняла решение: в просьбе ему отказать.

Весной 1930 г. переведен на материк (командировка Май-Губа).

4 апреля 1931 года кончился срок заключения, но он не был освобожден [2], 10 апреля 1931 года Особое Совещание Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке в Северный край на три года.

Местом ссылки епископу была назначена деревня Караванная вблизи районного села Усть-Цильмы. В Усть-Цильме в это время находилось много ссыльных, в том числе священников и православных мирян. Незадолго до приезда в Усть-Цильму преосвященного Виктора власти закрыли в селе православную церковь, и ссыльные вместе с местными жителями пытались добиться разрешения на ее открытие. Уже найден был священник, у которого кончился срок ссылки и который дал свое согласие остаться в селе и служить в храме, если бы его удалось отстоять перед властями. Но пока служб не было, ключи от храма находились у верующих, и они пускали ссыльных священников и мирян в храм для спевок.

13 декабря 1932 года был арестован в ссылке, этапирован в Сыктывкар.

10 мая 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ за "участие в контрреволюционной организации" приговорило владыку к трем годам ссылки в Северный край. Владыка этапом был отправлен в тот же самый Усть-Цильмский район, но только в еще более отдаленное глухое село Нерицу.

Его поселили в доме председателя сельсовета, помогал его семье в простых хозяйственных работах. Владыка беседовал с крестьянами о вере, часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы. Вскоре он простудился, заболел воспалением легких. В больницу его не смогли отправить из-за разлившейся реки.

Скончался 2 мая 1934 г. Был похоронен в с. Нерица на сельском кладбище. Хоронила его монахиня Мария.

Летом 1997 г. на сельском кладбище среди дремучих таежных лесов москвичи отыскали крест, на котором по дереву было выцарапано: "Епископ Виктор (Островидов)". 1 июля 1997 года были обретены мощи священноисповедника Виктора.

Останки епископа-исповедника препроводили в Москву, а 2 декабря 1997 г. состоялось перенесение мощей святителя Виктора в Александро-Невскую церковь Вятского Свято-Троицкого Макариевского женского монастыря.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Источник: http://drevo-info.ru

 

Назад