Духовно-нравственное воспитание: основные понятия и принципы

9 февраля 2011 г. на очередном заседании творческой группы «Организация методической работы педагога в воспитании духовно-нравственных ценностей детей дошкольного возраста», созданной на базе МОУ Центра творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива», выступил Шульга Роман Борисович - заместитель декана, ассистент  кафедры истории и теории религии факультета теологии и мировых культур ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. 

 

Об актуальном…

«Сегодня произошла у нас большая пропасть в системе образования именно как системной работе по воспитанию. В двухтысячные годы государство осознало необходимость духовно-нравственного воспитания, необходимость уделять внимание воспитанию. И осознание это происходит все более серьезно, потому что те проблемы, что назрели в нашем обществе, которые мы сейчас видим, они являются следствием проблем, связанных с социальным человеком, с его внутренним духовным миром Поэтому сейчас началась систематическая работа в этом направлении».

Духовность. Что же воспитывать?

«Главная сложность в работе духовно-нравственного воспитания детей – это понимание что же такое духовность, что же воспитывать? Поэтому несколько слов скажу по этому определению.

Во-первых, не бывает бездуховного человека. У любого человека есть духовный мир. Но духовность бывает разная. Духовность – это то, к чему устремлен внутренний мир человека, то, что определяет его жизнь, то, что можно назвать подлинными мотивами его жизни, некий вектор, который задает смысл жизни человека, и духовность очень тесно связана с понятием смысла жизни человека. Вот этот духовный вектор, к которому стремится человек, он может быть очень разным. Для кого-то - это может быть поиск истины, для кого-то - Бог, для кого-то может быть и стремление к приобретению богатства, для кого-то -- просто удовлетворение своих желаний. О последних апостол Павел сказал в своем послании: «…их бог – чрево…». Поэтому я говорю: нет бездуховного человека. Вопрос лишь в том: что это за духовность и к чему эта духовность ведет человека, к какому смыслу. Отсюда следует, что говорить приходится не просто о духовном воспитании, а о духовно-нравственном, потому что показателем высоты той или иной духовности является именно нравственность. Вы как педагоги понимаете, что внутренний мир ребенка проявляется именно в действии, в поведении. Поэтому, говоря о духовности, говорим и о нравственности. У любой нравственности есть своя духовная основа.

Сейчас понятие духовность у нас очень сильно размыта. Сегодня, например художник, который принимает наркотики, понимается тоже как духовный человек, только его духовная сила происходит понятно из чего. Он тоже духовный человек, но вопрос стоит в том, что нравственна или ненравственна эта духовность. Поэтому связь есть: всякая духовность проявляется в плодах. И, конечно, духовный мир формируется с детства».

Традиционное русское понимание духовности

«Есть особое понимание духовности в православии. Традиционно русское понимание духовности оно православное, потому что православие сформировало наш менталитет, нашу культуру. Корень самого слово духовность указывает на Дух, а Дух – это третье лицо Троицы. Христиане понимают Бога как Троицу -  Единого в трех лицах. Святой Дух - это лицо Троицы, которое воздействует на человека. Когда Святой Дух нисходит на человека, он получает Силу Божию. Поэтому традиционно наше понимание духовности было религиозным.

Но надо сказать, что в современном нашем обществе далеко не все религиозны. Вследствие событий XX века, когда религия у нас считалась «опиумом для народа» и всеми силами ее пытались выдавить из общественной жизни. Конечно, эти усилия не прошли безследно. Потому сегодня у нас существует большой разрыв между обществом и Церковью. С каждым годом на протяжении 20 лет он все уменьшается и уменьшается. И то, что сейчас в учебных заведениях можно говорить о религии и о Боге, хотя еще с некоторой опасностью, это уже прорыв».

Условия духовно-нравственного воспитания

«Что касается условий духовно-нравственного воспитания, важнейшим является фигура учителя, воспитателя, то, что может дать воспитатель. Это даже сформулировано в концепции по духовно-нравственному воспитанию. Потому что одно дело обучение, когда можно передать некий набор знаний, другое дело воспитание - это уже процесс, имеющий некую тайну в себе, чем-то напоминающее искусство. И воспитатель не может ребенку дать больше того, что он сам знает. А дети очень хорошо видят, когда педагог понимает или не понимает то, о чем он говорит. И это одна из трудностей педагогических кадров. В учебных заведениях, где готовят педагогов, раньше этим вопросом не занимались, а сегодня только начинается меняться отношение к нему. Эта то условие духовно-нравственного воспитания, которая зависит от Вас лично.

Другое условие духовно-нравственного воспитания зависит от государства. Сегодня острым стоит необходимость поднимать статус воспитателя, учителя. Но здесь есть то, что также зависит от Вас от каждого. Сегодня учитель, воспитатель это герой, герой нашего времени, и этот героизм и подвиг он еще не понятен большей части нашего общества, особенно он непонятен детям и родителям».

Принципы духовно-нравственного воспитания

«Существует два закона, или более верно сказать, принципы духовно-нравственного воспитания, которые сформулировал преподаватель Московской духовной академии и семинарии Алексей Ильич Осипов. Первый принцип – это единство этики, мистики и догматики. В чем он заключается? Любая религиозная система состоит из трех элементов: этика – это определенный образ жизни, определенное поведение, догматика – основа вероучения – это то, как понимают Бога, как в него верят, мистика – это и есть как раз духовный опыт общения человека с Богом, его внутреннее личностное переживание. Эти три элемента находятся в неразрывной связи одно с другим. Нельзя убрать полностью мистику, оставить только вероучение и этику. Необходимостью станет вопрос о том, что этика и вероучение без определенной духовной практики, например, без того, что человек не молится, несколько ложны. Нельзя вырвать этику и не пренебрегать другими составляющими. Подлинность этики существует только по тому, что есть правильная вера и правильный духовный опыт. И поэтому самые великие примеры нравственности являют святые. Почему они являют? Их нравственная жизнь, хотя они были в большинстве случаев не всегда грамотными людьми, происходила из их этического опыта, из их приобщения к Богу, из их общения с Богом. Вот это и есть принцип единства этики мистики и догматики. Если его перенести на детский сад, есть одна опасность нарушения этого принципа. Например, если из десяти заповедей убрать первые четыре заповеди, которые приписывают отношение человека с Богом, как должен относиться человек к Богу, а следующие заповеди, которые начинаются с «Почитай отца и мать своих…», касаются отношений между людьми. При попытке объяснять последующие шесть заповедей происходит ошибка. Поскольку в любой религиозной системе и в христианстве и в исламе, этика основывается на вероучении, на понимании Бога. Когда из заповедей убрали те, которые касаются Бога, то вся этическая система распадается, она утрачивает свою силу, потому что если человек не верит в Бога, не почитает Бога, то всякая этическая система утратит свою силу. Иначе говоря, у верующего человека высшая ценность – это Бог, через которую он преступить не может, если для человека Бога нет, то всегда его этика будет строиться на эгоизме, он будет выбирать для себя тот ход, который ему выгоден сегодня, потому что для него высшая ценность - это он сам. Он будет оправдывать свой ход из того, как ему выгодно. Этическая система становится эгоцентричной, и начинает ее трактовать так, как ему это удобно. И становится следующая трудность: непонятно почему нужно соблюдать шесть заповедей по отношению к человеку. Раз нет у человека веры в Бога, то значит, ему трудно объяснить и понять, почему он должен соблюдать остальные заповеди, он не понимает, что эти шесть заповедей проистекаю из первых четырех. На детей эта ошибка влияет очень плохо. На подсознательном уровне возникает противоречие.

Когда мы говорим о духовно-нравственном воспитании, то всегда необходимо определиться какая духовная традиция стоит за этой системой нравственного воспитания и насколько духовно-нравственная ценность укорена, насколько она проверена, и не является ли она плодом личных измышлений педагога. Очень важно, какую систему ценностей мы передаем детям, какая духовная традиция стоит за этими ценностями.

Второй принцип объясняет процесс познания в духовной сфере. Мы привыкли рационально мыслить, то есть, когда мы познаем предмет, мы сначала анализируем его, потом синтезируем. В духовной сфере познание происходит по принципу присоединения. Соприкоснувшись с традицией, она оставляет свой след в душе человека. Простым примером может служить окрашенная скамейка. Подошли к окрашенной скамейке, прикоснулись, и уже ее отпечаток остался на вас. Точно так же в духовной традиции – это печать в душе человека все равно останется. Это тоже надо понимать, особенно когда мы говорим о маленьких детях. Их душа максимально восприимчива, маленький ребенок впитывает все моментально.»

Записала: Елена Шведова

Назад