Состоялся круглый стол «Монашество на Сибирской земле»

27 ноября 2015 года

25 ноября 2015 года по благословению Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Омского и Таврического, в Ачаирском женском монастыре Честного Креста Господня, в рамках Омских областных Рождественских образовательных чтений «Традиции и новации: культура, общество, личность» впервые состоялась работа секции, посвященной монашеству. 

Среди участников и докладчиков были представители Омской, Тарской, Калачинской, Исилькульской  и  Томской епархий, всего более 30 человек. В соборе Успения Пресвятой Богородицы  перед началом работы круглого стола  был совершен Молебен на начало доброго дела.

Работу круглого стола «Монашество  на Сибирской земле», возглавил руководитель отдела по монастырям и монашеству  игумен Зосима (Балин) наместник Свято-Никольского мужского монастыря в селе Большекулачье Омского района, Омской области.

Доклады были посвящены истории монашества в Сибири, внутренней жизни обителей, в частности внутреннему деланию и монастырскому уставу.

Первый доклад озвучил епископ Тарский и Тюкалинский Савватий. Владыка рассказал об исторических событиях в период возникновения первых монастырей в Сибири, подчеркнув, что Ермак не присоединял земли, а восстанавливал ранее существовавшие границы по просьбе сибирских татар, страдавших от набегов. Первыми городами в Сибири были Тюмень, через год появился Тобольск, через семь лет Тара. В 1588 году создан Тобольский Знаменский монастырь, фактически для раненных служивых людей. В Таре в 1620 году сформировался Параскево-Пятницкий монастырь, через год в Томске Успенский монастырь. "Мы знаем, что «Свет для монахов – Ангелы, свет для мирян – монахи!». Поэтому монахам важно понуждать себя во всем, в одежде благолепной святой, благородстве, молчании, послушании заповедям и наставникам, в Богомыслии, молитве, кротости,  вере, любви к Богу и людям быть видимым образцом для мирян" - отметил епископ Савватий.

Из Западной Сибири путь монахов и миссионеров шел на восток и далее на Аляску.

При Петре I и Екатерине II дважды прошла секуляризация, сокращение числа монастырей и их земель. В Сибири этот процесс был меньших масштабов. 

Миссионерское направление в деятельности монахов и священства стало доминирующим. Социальное служение в монастырях было по зову сердца, по любви к нищим и нуждающимся, по примеру древних египетских монастырей преподобного Пахомия Великого. Недостаток безмолвия Бог восполнял благодатию за дело любви и милосердия. Но главным являлись, конечно, обеты Святого Крещения и монашеские обеты, восстановление внутреннего достоинства Ангельского – послушание Богу и служение всякому человеку.

"Нам не хочется любить внутренне – мы заставляем себя подражать Богу хотя бы внешне и деятельно любить Образ Божий в каждом человеке! Перед смертью Апостол Иоанн Богослов говорил одно и то же – Чада! Да любите друг друга! Ученики спросили – Отче! Ты все время говоришь одно и то же. Это самое главное, ответил Апостол. Аминь!" - так завершил свой доклад Владыка Савватий.

Следующим выступил заведующий научно-экспозиционным и выставочным отделом истории Омского государственного историко-краеведческого музея, аспирант-историк  Алексий  Рудольфович Адамсон. Тема его исторических изысканий была вкратце изложена в докладе «Зарождение православного монашества в Сибири» и в основном была основана на источниках светских. Упомянуто было, что главная цель атамана Ермака была в очищении территории от нечистых сооружений, и что Ермак сам выбрал для одной из битв день святого Димитрия Солунского.

Игумен Виталий (Кляритский), клирик Исилькульской и Русско-Полянской Епархии рассказал о возрождении Свято-Никольского мужского монастыря в селе Большекулачье. В начале докладчик вспомнил о посещении в молодости Псково-Печерского мужского монастыря с решением помолиться там и поработать, взял благословение у старца Иоанна (Крестьянкина), позже несколько раз приезжал к нему, советовался. Докладчик отметил, что молитвенники монахи в монастырях выглядели очень молодо. Когда отец Виталий приехал в Омск, Владыка Феодосий благословил восстанавливать Храм в Большекулачье. "В Абалаке был мой постриг в мантию. Трудились, восстанавливали, с местными жителями не всегда было взаимопонимание. В 1995 году Приход стал монастырем, в этом году юбилей был" - рассказао отец Виталий.  

Игуменья Вероника (Молочкова), настоятельница Ачаирского женского монастыря выступила с докладом «Божие присутствие в истории создания фундамента монастырской жизни на святой Ачаирской земле». Она рассказала, как и когда появились монастыри в Омской области, о том как после многих лет богоборчества на политой кровью заключенных земле возник величественный комплекс Ачаирского монастыря. Присутствующие узнали об уставе монастыря, о трудах монахинь и послушниц. У игуменов монастырей много задач, но, решая их, можно не заметить самой главной, духовной, молитвенной. Надо насаждать молитвенное делание, молиться везде и всегда, надо всем взять на себя этот нелегкий труд, этот крест, эту духовную ношу. "В Обители мы получаем болезненные для гордости, но чрезвычайно полезные обличения и ценные советы, и опыт по улучшению взаимоотношений с близкими нам людьми, упорядочиванию духовной жизни, отсечению тщеславия и самолюбования, обретения зачатков смирения. Ведь это один из главных уроков – обретать смирение и чувство, что без Бога мы сами ничего не можем! А вскрываемые гнойники гордости болят, но после чувствуется благостное чувство выздоровления!" - отметила Матушка.

Следующий докладчик, игумен Серафим (Максимов), настоятель Свято-Никольского мужского монастыря Тарской Епархии в докладе «Современные условия прохождения монашеского делания в свете учения Святых отцов» рассмотрел признаки последнего времени погибающей человеческой цивилизации. Было сказано о необходимости смирения и покаяния, о грехах боязливости, человекоугодия, о сохранении веры в эпоху обмирщения Церкви, чтобы невольно не пойти против Бога и Его Церкви. "Были пророчества святых, в частности отца Нила Мироточивого, о признаках апостасии, о том, что подвиги монашеской жизни будут отняты, а спасаться надо будет благодушным терпением скорбей и болезней. Отец Серафим (Роуз) сказал, что книг много сейчас печатают о монашестве, многие их читают, мечтают о себе возвышенно, но надо быть смиренными и реалистами, мы далеки даже от обычных христиан прошлого века.

Лицемерие все больше распространяется, ложь смешивается с правдой. Истина одна, а вот лжеистин много! Надо дух усвоить истины. Отец Лазарь (Абашидзе) формулировал так: «Внутреннее делание необходимо, пусть высоты нет, как в прошлые времена, но направление верное, православное надо держать»!" - отметил в своем докладе игумен Серафим.

Следующий доклад «История Томского монастыря – от прошлого к настоящему» представил  иеромонах Амвросий (Кузнецов), насельник Богородице-Алексиевского мужского монастыря Томской Епархии.

Доклад иеромонаха Амфилохия (Пономаренко), настоятеля Храма святого Великомученика Георгия Победоносца в селе Азово носил название «Трезвение, как опыт христианского внутреннего делания». В выступлении были преведены фрагменты текста Священного Писания и высказывания святых о бодрствовании над собой, неослабном внимании к внутренней жизни, избегании сонливости. 

Заключительный доклад монахини Любови (Хрычевой), руководителя отдела по социальной работе Калачинской и Муромцевской Епархии был посвящен различным аспектам работы отдела по социальной работе.

По итогам  работы круглого стола  была принята резолюция.

Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором по работе с общеобразовательными учреждениями ЕОРОиК

 

 

 

 

 

На главную страницу