Дмитрий Ливанов не исключает, что курс ОРКСЭ будет поэтапно расширен

7 июля 2015 года

Однако министр полагает, что расширить курс Основ религиозных культур и светской этики можно «только за счет уменьшения часов на другие предметы». Такое мнение он высказал в понедельник на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.

Профильный комитет Верхней палаты Российского Парламента заслушал информацию главы Минобрнауки России о реализации государственной политики в сфере образования.

Касаясь возможности расширения преподавания ОРКСЭ в средней школе, как то предлагает в том числе и Русская Православная Церковь, Дмитрий Ливанов сказал: «Конечно, в том случае, если мы сейчас, подведя итоги, увидим, что результат действительно заслуживает внимания, мы будем рассматривать вопрос расширения объемов. Но, естественно, поэтапно».

Вместе с тем министр подчеркнул, что школьная программа «достаточно плотно утрамбована предметами, и многие родители жалуются, что дети перегружены».

«Один предмет мы сейчас можем расширять только за счет уменьшения каких-то других предметов, иначе мы упремся в ограничения, установленные санитарными и гигиеническими нормами», — отметил Дмитрий Ливанов.

С 2012-2013 учебного года во всех российских школах для 4 классов введен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Каждый школьник может выбрать одно из направлений, в том числе изучение основ православной культуры и ислама, или светскую этику. Вместе с тем в Русской православной церкви выступают за значительное расширение курса — с одного года до десяти лет.

Курс ОРКСЭ был введен во всех общеобразовательных школах России 1 сентября 2012 года. Он изучается в течение всего 4 класса из расчета один час в неделю и состоит из шести модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Школьники и их родители имеют право выбрать один из них.

Русская Православная Церковь неоднократно предлагала ввести преподавание ОРКСЭ со 2-го по 9-й классы. При этом, как подчеркивал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, даже в случае положительного решения введение предметов модуля во 2-4 классах станет возможным не ранее 2016-2017 учебного года, а в 5-9 классах — не ранее 2017-2018 учебного года.

В своем выступлении Дмитрий Ливанов также затронул и другие актуальные вопросы развития образовательной сферы. Он, в частности, заявил, что к концу 2016 года планируется закрыть большинство неэффективных вузов. «Если во времена СССР на территории России было около 500 вузов, то теперь их примерно 2,5 тысячи. Некоторые из этих вузов не в состоянии обеспечить качественное образование и, по сути, занимаются обманом студентов: выдают им дипломы, но при этом не дают никаких знаний. В этой системе необходимо навести порядок».

По словам Дмитрия Ливанова, сокращение количества вузов не приведет к повышению конкурса в оставшиеся: из-за демографической ситуации число выпускников в школах снижается, соответственно уменьшается и количество студентов: в ближайшем будущем их количество сократится с 5,5 миллиона  человек до 4,5 миллиона человек.

Министр указал, что особое внимание ведомство уделяет повышению качества подготовки инженерных кадров. «Эту проблему необходимо решать, работая в трех направлениях. Во-первых, нужно лучше организовывать профориентационную работу в школах, во-вторых, создавать больше кружков и секций технической направленности. В-третьих, налаживать контакты с промышленными предприятиями, тем самым помогая выпускникам технических вузов строить карьерную траекторию».

Глава Минобрнауки сообщил, что ведомство начнет разрабатывать концепцию географического образования в школах. «Концепция математического образования уже утверждена. Разработана концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Готов проект концепции школьного филологического образования».    По его словам, внедрение этих документов в жизнь будет способствовать созданию единого образовательного пространства на территории России. Как отметил Министр, методики преподавания в школах постоянно совершенствуются. В частности, с сентября этого года школьники смогут использовать не только бумажные, но и электронные учебники.

Дмитрий Ливанов проинформировал, что Министерство ведет работу и по увеличению количества школьных мест: в течение ближайших 10 лет их количество должно быть увеличено на 6 миллионов. «Будут строиться не только новые здания, но и реконструироваться аварийные».

Он сообщил также, что к системе распределения выпускников вузов, действовавшей в СССР, возврата не будет. «По мере того, как будет развиваться экономика, создаваться новые производства, новые карьерные перспективы для выпускников вузов, они будут оставаться работать в нашей стране».

Дмитрий Ливанов напомнил, что Конституция России гарантирует получение высшего образования на конкурсной основе за счет государства и не предусматривает дополнительных обременений.

Министр также подробно ответил на вопросы сенаторов. Были затронуты темы нормативно-правового регулирования семейного самообразования, государственной поддержки наукоградов и вузов, подготовки кадров для высшей школы, патриотического воспитания молодежи, развития системы образования в Крыму и Севастополе, сноса ветхих и аварийных школ, повышения престижности педагогической профессии и т.д.

Подводя итоги обсуждения, председатель Комитета Совета Федерации Зинаида Драгункина напомнила, что согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» осенью Федеральному Собранию будет представлен отчет Правительства РФ о государственной образовательной политике. «Осенью мы продолжим наш диалог в рамках «правительственного часа». В оставшееся время есть возможность для того, чтобы еще раз выверить позиции в регионах,  а также  углублять совместную с Министерством образования и науки работу».

По материалам сайта http://pravobraz.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу