Митрополит Меркурий о стандарте профессиональной деятельности православного педагога

22 января 2015 года

Онлайн-обращением Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации открылась 20 января 2015 года в Храме Христа Спасителя дискуссионная площадка «Стандарт профессиональной деятельности педагога в сфере православного образования: обсуждение документа».

Вопрос об обсуждении «Стандарта» поднимался на совместном заседании рабочей группы Русской Православной Церкви и Министерства образования и науки России, состоявшегося 28 ноября 2014 года.

Обсуждение документа призвано внести существенный вклад в разработку теоретических и практических вопросов в области православной педагогики, духовно-нравственного воспитания и образования.

Обращаясь к участникам дискуссионной площадки, митрополит Меркурий привёл слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Педагог — это тот, кто показывает пример своей культурой, своей манерой общения, своей компетентностью, своими жизненными принципами. Вот тогда ребёнок имеет перед собой немеркнущий пример, который будет сопровождать его всю жизнь». В свою очередь, Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, отметил особую роль педагога в организации духовно-нравственного воспитания современного человека, которая, по его мнению, «требует мировоззренческой идентичности, огромных душевных сил, мужества, знаний, человечности, особой духовной чистоты и чуткости к проблемам ребенка, честности и открытости».

Основные требования к личности педагога, мировоззренческие основания и методологические принципы его деятельности, требования к профессиональным качествам и призван определить Стандарт профессиональной деятельности православного педагога, который, по словам архиерея, станет большим подспорьем как для самих педагогов, так и для руководителей православных образовательных организаций в решении кадровых вопросов.

Остаётся острым кадровый вопрос. По мнению митрополита Меркурия, следует обратить внимание на подготовку педагогов для системы православных и воскресных школ.

Председатель Синодального отдела религиозного образования убеждён: «Необходимо открывать в регионах педагогические кафедры, факультеты, ориентированные на традиционные христианские ценности, православное мировоззрение, духовно-нравственное воспитание и образование на традициях Православия». И Стандарт профессиональной деятельности православного педагога, по словам иерарха, должен помочь в решении этой проблемы: «Например, при разработке основных образовательных программ по педагогике, рабочих программ по православной педагогике и христианской антропологии, социологии православной педагогики и других программ педагогических практик».

Вторая важная проблема, которую обозначил митрополит Меркурий, — подготовка высококвалифицированных педагогов по Основам православной культуры. Архиерей отметил, что в области развития и расширения преподавания ОПК ведётся работа по подготовке церковных специалистов, в рамках которой делается акцент не только на их профессиональном обучении, но также на духовно-нравственном просвещении. Митрополит Меркурий выразил уверенность, что в данном направлении работы Стандарт профессиональной деятельности православного педагога также станет хорошим подспорьем.

Обращаясь в первую очередь к представителям духовенства, Председатель Синодального отдела отметил, что в современной школе важно уметь говорить на языке педагогики. Как показывает опыт, здесь не работает форма проповеди: «Позитивный, пролонгированный эффект дают только профессионализм, постоянство и последовательность, любовь к своему делу», — заключил митрополит Меркурий.

Поблагодарив присутствующих за служение в деле христианского воспитания, он выразил надежду на то, что работа дискуссионной площадки придаст дополнительный импульс более тесному взаимодействию церковных, государственных и общественных структур в деле подготовки педагогов как для сферы православного образования, так и для сферы духовно-нравственного воспитания в системе государственного и муниципального образования, а обсуждение документа позволит его существенно улучшить и сделать полезным для педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу