Пророческое слово, неуслышанное Россией! О фильме Н.С.Михалкова «Чужая земля»

23 июня 2014 года

Наверное, каждого думающего человека в России волнует вопрос – почему исчезает деревня? Исчезает то, что является нашими корнями. Отомрут корни – погибнет Россия. 

И мы получили пророческий ответ на этот вопрос. Его дал Н.С.Михалков в своем фильме «Чужая земля». Наверное, многим покажется странным, что этот ответ дал Н.С.Михалков. Не специалист по сельскому хозяйству. И даже не сельский житель.

Но в том-то и дело, что если бы ответ давали специалисты, и даже сельские жители, они бы указали важные, но не главные причины великого бедствия. Они бы сказали, что деревня исчезает потому, что в деревне нет клубов, больниц, школ, дорог, газа, света; нет нужного количества семян и нужного качества скота; не хватает техники; в конце концов, просто нет работы. И все эти причины  гибели деревни абсолютно правильны. 

Однако они не главные. Ведь люди бегут из всех деревень. И из тех, где есть свет и газ,  где построены прекрасные школы и дворцы культуры, есть работа. 

Истинный ответ дал Н.С.Михалков в своем фильме «Чужая земля». Он указал главную причину бедствия – люди бегут из деревни, бегут со своей земли потому, что она стала чужой для них. Поэтому его фильм – это фильм-прозрение, это пророческий фильм.

Пророчество – это точнейший ответ, который дает Бог через какого-то человека людям. А если молчат люди, то «вопиют камни» и говорят звери. 

Через фильм Н.С.Михалкова Бог спрашивает русских людей: «Что случилось с вами, что земля, которую Я дал вам, и которая всегда была родной для вас, потому что  вы веками её возделывали, и отдали за неё бесконечное множество жизней, стала вам чужой? И вы словно при катастрофе бежите с неё, бросая всё»?

Но если нам дано пророческое слово, то мы должны услышать и понять его. Мы должны понять, что главная проблема – это проблема вновь сделать землю родной русскому человеку. Без решения этой проблемы – решение всех других проблем не спасёт деревню. И все кажущиеся разумными предложения ничего не дадут.

Например, вложить в деревню большие деньги. Но во что вкладывать и в кого вкладывать. Вспомним судьбу многих наших проектов. И знали, что строить, и зачем строить, а сколько денег пропало напрасно. Когда же мы не знаем, что делать и кто будет делать, то деньги исчезнут сами собой, ничего не дав. 

Столь же опасно и предложение приватизировать землю, в результате чего будет найден эффективный собственник. Совершенно ясно, что если безумно приватизировать землю, то эффективным собственником окажется менеджер, который будет столь эффективен, что через несколько лет и самой земли не останется. И если опыт эффективного хозяйствования некоторых товарищей, о чём рассказывается в фильме, нас ничему не учит, то… 

Конечно, можно сказать, что землю будут обрабатывать только эффективные российские менеджеры. Допустим. Но разве купленная земля не будет товаром? И поэтому разве она не останется чем-то чужим; на чем можно сделать деньги, и бросить, как только земля не станет приносить прибыль. Само отношение к земле как товару порождает только одну практику – взять от земли как можно больше прибыли. А единственным ограничивающим началом такого отношения к земле является закон. Но где и когда закон ограничивал алчность?

Поэтому, прежде чем предлагать рецепты или технологии, проекты или законы спасения деревни,  нам надо понять главную причину катастрофы – почему земля стала чужой? Что должно было произойти с людьми, чтобы это случилось? И как вновь сделать землю родной людям России?

Самое страшное, что после фильма Н.С.Михалкова никто не ставит эту проблему. И по-прежнему если и идёт речь о деревне, то только о путях и способах роста добычи зерна и мяса, получения прибыли. Но сами по себе зерно и мясо – ещё ничего не значат для деревни, и для России в целом. Римская земля, обрабатываемая рабами, давала достаточно зерна, чтобы решать проблему «хлеба и зрелищ». Но почему же не стало Рима? Потому что не стало римского крестьянина. Не стало свободного крестьянина в Византии и вопрос гибели империи тоже стал вопросом времени.  

На пророческие вопросы ответить людям может только Бог. И Бог отвечает нам в Библии: народ, потерявший Бога, теряет и землю. И не обязательно она отнимется мечом. Гораздо чаще – стихийными бедствиями: засухой, непогодой, насекомыми. 

А часто земля просто становится чужой, ненужной самому народу. И люди уходят со своей земли, бросая все. Или тихо вымирают на своей земле, даже не желая иметь детей. Результат: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23, 28). А потом приходят другие народы, и заселяют, ставшую ненужной этому народу землю. 

Не менее страшен и другой сценарий, когда люди, видящие смысл своей жизни на земле в получении прибыли, более-менее быстро превращают её в безжизненную пустыню. Увы, история гибели земли в силу её алчного использования, начинается уже с Древнего времени. И, менеджеры, уничтожавшие огромные пространства плодородных почв, известны с древних времён.

Вспомним свою собственную историю. Русский мужик с Богом и сохой дошёл до Аляски и Курил. И всюду он осваивал землю. Русский мужик без Бога лежит пьяный под забором рядом с трактором – ему ничего не нужно: ни земля, ни дом, ни семья, ни дети.

Всё остальное технологии уничтожения. Технология разорения русской деревни в наши дни была сверхпростой: уничтожили почти все колхозы. И с русской деревней произошло то же, что и с Детройтом, когда там закрыли автомобильные заводы. Детройт превратился в город сплошной социальной катастрофы. Русская деревня, лишившись колхозов, стала пространством сплошного социального бедствия. 

Но чтобы осуществилась современная катастрофа, надо было, чтобы прежде земля стала чужой для мужика. А для этого мужик должен был потерять Бога. 

Поэтому, если мы хотим возродить деревню, то надо решать не проблему увеличения добычи зерна и мяса, а проблему возвращения людей на свою родную землю, то есть надо сделать так, чтобы земля вновь стала родной для русского мужика. А для этого нужно возрождение крестьянина. Ведь крестьянин  - это и есть человек, любящий свою землю. Он сын своей земли. 

И только решив эту проблему, можно будет решить всю совокупность проблем с деревней связанную. 

Да, самое главное это возрождение крестьянина, крестьянского сословия. А крестьянин – это человек, который любит свою землю, человек, для которого земля не почва, куда надо бухать удобрения и семена, чтобы получать прибыль, а мать сыра-земля.

Итак, чтобы возродить деревню, надо решить главную проблему, сделать так, чтобы земля вновь стала своей для русского человека, для русского крестьянина. А для этого русскому мужику надо вернуться к Богу, вернуться в Церковь. И надо молить Господа, чтобы он помог это сделать. 

Возродив веру, люди возродят любовь к земле. Кто будет лучше заботиться о другом человеке? Ненавидящий или любящий его человек? Кто будет лучше относиться к земле: человек, видящий в земле только источник прибыли, или человек, любящий землю, человек, неразрывно  с землёй связанный? А человек, который любит свою землю найдёт способ как её преобразить, а не уничтожать в погоне за прибылью. И православие бесконечно важно для крестьянина именно потому, что оно возрождает принципиально иное отношение к земле – идею преображения земли. А преобразить землю сможет только человек, любящий её.

А крестьянин не только возродит деревню, даст хлеб и мясо, но и солдат – для армии, рабочих – для промышленности, ученых – для науки, жизнь – для России.

А предварительно хочу напомнить исторический опыт создания русской семьи, без чего современной России никогда бы не было.

Русский народ веками искал идеал семьи. Эти вековые поиски и  воплотил в себе «Домострой», окончательно сложившийся в XVI веке.

Кто же только в XIX–XX вв. над ним не смеялся и не издевался. А сколько было его опровергателей. Разумеется никогда его не читавших. И как мало было людей, которые понимали, что Домострой – это  гениальное творение, которое отразило в себе несколько веков поисков русского народа идеальной формы семьи.

В своих поисках народ понял, что самая правильная семья – это семья, устроенная по божественным заповедям, домашняя церковь, где муж, любящий свою семью, перед Богом отвечает за каждого ее человека. Это был фундаментальный принцип, основа. Все остальное прикладывалось. И добротный дом. И огород. И экономия бесконечная, до сохранения каждого лоскутка материи.

Увы, как мало в России людей, которые знают, что благодаря этой семье Россия стала Россией. И мало кто понимает, что благодаря этой семье c XVI века – по начало XX века самые лучшие демографические показатели в мире были у русского народа. И что разрушение этой семьи, самого этого идеала семьи, самой этой концепции семьи есть более страшная потеря, чем разрушение Советского Союза.

Значит и сегодня  главное состоит в том, чтобы деревня вернулась к Богу. Включая и прежде всего деревенскую школу. Без этого все решения будут бесполезны. Всё уйдёт в никуда, как вода в песок, потому что без Бога земля никогда не станет родной для человека. Никогда не станет матерью-землей. И значит деревня будет продолжать исчезать на наших глазах.

Владимир Михайлович Меньшиков, доктор педагогических наук, профессор Курского университета.

По материалам сайта http://ruskline.ru

 

 

 

 

 

 

На главную страницу