Священнослужители об унификации учебников

20 октября 2013 года

В Госдуму скоро будут внесены поправки в закон "Об образовании" о формировании общей линейки учебников по языку, литературе и истории Отечества. Об этом сообщила глава комитета палаты по безопасности единоросс Ирина Яровая на заседании патриотической платформы "Единой России", координатором которой она является.

 
Яровая выступила резко против вариативности учебников, назвав стереотипами и мифами убеждения, что она способствует качеству образования. "Вариативность формирует разобщенность в понимании истории, культуры, языка, нежели общие ценности", - считает Яровая. 

По мнению депутата, общая линейка учебников позволит сформировать единое образовательное и культурное пространство и способствовать объединению детей. Вариативность учебников способствует коммерциализации образования, считает она.

Напомним, изначально идея общей линейки школьных учебников касалась только курса отечественной истории (сейчас разрабатывается концепция преподавания этого предмета, на основе которой будут написаны эти учебники). Летом Яровая предлагала подумать о единой линейке вообще всех школьных учебников. Из последних заявлений депутата следует, что пока решено остановиться на трех предметах - истории, русском языке и литературе. 

«Как вы относитесь к критике вариативности учебников, с которой выступила Яровая? Оправдан ли переход к общей базовой линейке учебников по истории, русскому языку и литературе? Должен ли он затронуть и другие предметы, и если да, то какие?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский

Клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»

Это неплохая идея - иметь единый учебник. Другое дело, что он не должен быть единственным допустимым. То есть он должен быть признан базовым, как список базовых программ, единых тем, которые дети должны получить в процессе обучения для сдачи ЕГЭ и ГИА. При этом у учителей должна оставаться возможность свободно пользоваться и другими учебниками, не отменяя базовый. 

В таких предметах как история и литература, которые являются главными для формирования мировоззрения, культуры дискуссии, способности размышлять над сложными историческими жизненными ситуациями, наличие базового учебника не должно навредить. 

И очень важно: у учащегося должны быть возможности и право отстаивать свою точку зрения. Я знаю несколько негативных примеров в ЕГЭ по литературе, когда учащийся трактовал героя не так, как принято, и ему снизили оценку за то, что мнение отличалось от базового, хотя он привел аргументы и свои доводы. Единство учебника не должно превращаться в единство мнения. Учащийся должен иметь право высказывать свою точку зрения, опираясь на другие учебные пособия и материалы, и это не должно ставиться ему в вину и быть причиной для снижения оценок.

Протоиерей Александр Кузин

клирик храма Космы и Дамиана в Шубине

Это не вопрос гуманитарный или педагогический, а вопрос мировоззренческий. Какой может быть единый учебник в стране, где официально в Конституции заложено отсутствие идеологии? То есть конституционно не может быть единого взгляда на историю, потому что тут же начнутся упреки и подозрения в том, что опять насаждается официальная идеология. Нам уже пытались насадить идеологию в 1917 году; что из этого вышло - мы до сих пор еще не расхлебали. 

Идеология не создается в политологических лабораториях, а создается в пространстве жизни народа, в кульминационные моменты нашего исторического развития – как правило, во время или накануне военных конфликтов. Я не желал бы накликать на Россию военные и другие кризисные ситуации, но другой возможности формирования единой идеологии нет, и не будет. 

Поэтому любые попытки навязать нам сегодня единый учебник по истории бессмысленны. Реальность – это вариативность, когда определенные здравые созидательные тенденции в обществе концентрируются и выражаются в виде нескольких конкурирующих взглядов на историю. Но конкурировать не на уровне конкурсов на лучший учебник, а на уровне вопросов существования России. Единство государства у нас сейчас фиктивное, нет единства в понятии, оценки и отражении внешних угроз, когда они появятся, тогда и учебник будет. Когда будет единый взгляд на литературу, и такой учебник появится. 

Как бы мы ни ругали советскую идеологию, но она объединяла людей, и если бы она сменилась на идеологию христианства, которая бы стала доминировать, тогда бы таких вопросов не задавалось. Но на смену коммунистической идеологии пришла либеральная анархия, а анархический принцип всегда разрушает культуру и цивилизацию. И если мы из этого болота не выйдем, то погибнем. И спасут нас уж точно не чиновники от Министерства образования, и не политологи, а испытания нашей прочности, которые смогут консолидировать народ так, как это было во все времена. Последнее испытание – либерализмом – мы выдержали, и выдержало не министерство, не Академия наук и не наши интеллектуальные и политические элиты, а народ, за которым слово. Так что помоги нам Господь разобраться с тем, что нам действительно надо и единственно спасительно.

Иеромонах Макарий (Маркиш)

священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии

Это вопрос интересный и важный. И тут есть и плюсы, и минусы, причем, на мой взгляд, плюсы перевешивают, но необходимо позаботиться о том, чтобы и недостатки преодолеть, а это можно сделать за счет технологий и разумного администрирования. Дать, например, возможность вносить коррективы в учебный курс. Это всегда можно сделать за счет факультатива, региональной компоненты и прочего. 

Наличие интернета, свободного доступа к информации нивелируют минусы единообразия. Если бы речь шла о тоталитарном государстве - это одно, но в условиях плюрализма - это очень полезно и хорошо. В условиях повсеместного полного разброда и избытка информации - унификация полезна. 

Пожалуй, ту же самую логику можно применить и к другим школьным предметам. Так что я не вижу принципиальных причин, почему другие дисциплины не поддаются тому же самому рассмотрению.

Марат-хазрат Арсланов

Руководитель отдела по работе с детьми и молодежью Совета муфтиев России, ректор Московского Исламского колледжа

В советское время мы учились в школе по советским единым учебникам, которые переходили из поколения в поколение. Сегодня все зависит от того, что это будет за учебник, кто будет участвовать в его создании, насколько это будет качественный продукт? Насколько при его создании будут замешаны коммерческие интересы и прочие корыстные цели? Если удастся избежать всего этого, ничего плохого в таком учебнике не вижу. 

Единый стандарт и то, что учебник формирует понимание культуры, восприятие русского языка и литературы в едином ключе, возможно, будет способствовать сплочению и взаимопониманию внутри школьного сообщества и в дальнейшем внутри всего общества.

Фагим-хазрат Шафиев

муфтий Мордовии, член Общественной палаты РФ, руководитель Союза мусульманской молодежи России

Действительно, проблема, которая возникает при изучении одного предмета из разных источников, закладывает больше всего противоречий в юных молодых умах. Отсутствие единого подхода и авторитетной позиции по истории подталкивает к двусмысленности. 

Не только по истории надо вводить единый стандарт, но и по остальным предметам. И это должны быть учебники хорошего качества, потому что дети должны получать все самое лучшее. А уж содержание - это вопрос к специалистам, тут многое будет зависеть и от педагогов в школе, и от создателей учебника.

Мурад Ибрагимов

преподаватель английского и арабского языка в Пятигорском государственном лингвистическом университете, председатель комитета по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи в Молодежной общественной палате Пятигорска

Единый стандартный учебник необходим, - по истории в первую очередь. Он должен максимально объективно отражать историю и пробуждать патриотизм в юношеских сердцах. 

А вот что касается русского языка и литературы, здесь много моментов: нельзя унифицировать весь имеющийся багаж практических и методических наработок в один учебник, это физически невозможно. Кроме того, мы привыкли дифференцировать не только школы, регионы и классы, но и самих учащихся. Кому-то надо углубленное изучение предметов, кому-то образование попроще. Например, я преподавал по учебникам Оксфорда, чтобы студенты были готовы к сдаче международного экзамена по английскому языку, базового учебника тут мало. Как быть с этим? Как в такой ситуации получать необходимое образование, исходя из базового учебника, непонятно.

Ирина Дергачева

доктор филологических наук, и.о. декана факультета иностранных языков, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Московского городского психолого-педагогического университета

В предложении Ирины Яровой есть доля смысла. Но именно доля, потому что у нас часто бывает, когда хорошая идея на практике извращается. Если это будет тендер на издание учебника, то авторами могут назначить не выдающихся специалистов в своей области, а условного Иван Иваныча, который напишет единый учебник кое-как, и это будет полной катастрофой. 

Но если удастся с помощью переговоров с обиженной на политиков Академией наук войти в диалог с выдающимися ее представителями, и борьба за тендер будет не подковерная, а реальная, с обсуждением в открытом доступе, тогда есть все шансы на то, что появится отличный единый учебник. Но работать должны комиссии, независимые от политических воззрений. 

Сейчас издательства действительно делают бизнес на оболванивании подрастающего поколения, и об этом речь идет давно. По литературе и языку стоит обязательно делать единый учебник. Тем более речь идет о едином рекомендованном, неугодные книги никто на костре сжигать не будет. Коммерсанты и здесь быстро свою выгоду найдут, начнут их массово выпускать. 

Боюсь только, чиновники и ученые еще не готовы к отрытому диалогу на этот счет, чтобы не было перекоса, поэтому закон вызовет недовольство у широкой общественности.

По материалам сайта http://regions.ru
 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу