Обсуждение проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

4 июля 2013 года

Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования 1 июля 2013 года организовала Общественные слушания на тему «Обсуждение проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в котором приняла участие специалист по дошкольному образованию Сектора православного образования А. С. Алексеева.

Модератором встречи выступила заместитель председателя Комиссии по развитию образования Общественной Палаты РФ Любовь Духанина. К участию в обсуждении данного Проекта были приглашены ученые профильных институтов РАО, представители Государственной Думы РФ, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, региональных управлений образованием, практические работники дошкольных образовательных организаций, родители.

«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» в России разрабатывается впервые в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Документ разработан специально созданной рабочей группой при Министерстве образования и науки РФ во главе с директором Федерального института развития образования А.Г.Асмоловым, которая представила презентацию проекта Стандарта.

Проект Стандарта включает в себя требования:
1) к структуре основных обязательных программ (в том числе к обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса и их объему;
2) к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и другим условиям;
3) к результатам освоения основных образовательных программ.

В ходе обсуждения отмечалось, что Стандарт – это обновленная программа принципов воспитания и обучения, позволяющая ребенку быть мотивированным на жизненный успех. Упор делается на самоценность дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей с тем, чтобы у ребенка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Важным моментом является отсутствие пункта, предусматривающего проведение промежуточных и итоговой аттестаций дошкольников при освоении образовательных программ. Новый Стандарт предполагает, что вся система общественного дошкольного воспитания будет работать на ребенка, строиться вокруг его интересов.

В ходе встречи подчеркивалось, что переход дошкольных образовательных организаций на Стандарт займет не один год. Это связано, прежде всего, с желанием государства решить ряд проблем по улучшению материально-технической базы дошкольных образовательных организаций, подготовки специалистов, соотношению количества воспитателей и детей и др.
Участники обменялись предложениями по совершенствованию содержания требований к структуре и реализации образовательной программы, вопросам преемственности дошкольной образовательной организации, в частности, с начальной школой, конкретизации требований по развитию личности в соответствии с возрастными этапами дошкольного детства, о включении диагностики развития ребенка, расширению штата педагогических работников специалистами узких профилей. Кроме того, затрагивались вопросы внесения изменений в государственные нормативные документы санитарных правил и требований к устройству, содержанию и организации режима в дошкольных образовательных организациях и другие. Было предложено увеличить сроки обсуждения Проекта и перенести сроки его введения, а также разработать программу его реализации. Все предложения будут обобщены и согласованы с экспертным сообществом.

Алла Сергеевна Алексеева в своем выступлении отметила, что структура проекта Стандарта дает возможность дошкольным образовательным организациям при разработке и реализации Образовательной программы с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей опираться в своей деятельности на традиции отечественной культуры и предложила доработать это направление. Представитель Синодального ОРОиК также подчеркнула, что в проекте Стандарта дошкольного образования не в полной мере раскрыта одна из главных задач воспитания – духовно-нравственное развитие личности, не показана преемственность этого направления с другими ступенями образования и, в первую очередь, с начальным общим образованием. При этом Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей (раздел «Общие положения», пункт 6).

Специалистом ОРОиК РПЦ было предложено внести в проект Стандарта несколько поправок:

• в разделах «Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования» и «Требования к реализации основной образовательной программы дошкольного образования» пункт «Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области» дополнить образовательной областью «Духовно-нравственное развитие»;

• в раздел «Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования»: в подпункт «Обязательная часть» включить подпункт со следующей формулировкой: «формирование у детей целостного и верного мировосприятия через примеры добра, любви, милосердия», поскольку в предложенном проекте содержание данного подпункта в большей степени направлено на формирование у детей правил этикета, основ безопасности здоровья, окружающей среды, но ничего не сказано об основах нравственности, мировоззрения, мировосприятия, которые закладываются у детей на основе любви, милосердия, сострадания, добра и других качеств личности.

Перечисленные предложения позволят частично реализовать законные права родителей на воспитание детей на духовно-нравственных традициях своего народа, устранить организационно-методические трудности для разработки и внедрении программ духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Как сообщает сайт Общественной Палаты РФ, первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования ОП РФ Любовь Духанина во время обсуждения проекта заявила, что «Стандарт нуждается в доработке». 

По материалам сайта http://media.otdelro.ru

 

 

 

 

 

 

На главную страницу