Кто виноват в кризисе образования? - Мнения священнослужителей

2 июля 2013 года

По данным соцопроса, проведенного «Левада-центром», о сегодняшнем образовании в целом граждане России не очень высокого мнения: половина (49%) оценивает его как посредственное, еще 23% и вовсе считают его плохим. Доволен же нынешним положением в этой области только 21% опрошенных.

При этом положение продолжает ухудшаться: нынешние действия властей в этой области отдаляют систему образования от той модели, которая нужна России, считают 46% опрошенных. Обратного мнения придерживается только 21%. 
Основные проблемы сегодняшней школы, названные опрошенными (которые могли давать по нескольку ответов), можно разделить на три группы. Первая касается системы образования в целом. Школу «трясет» от бессмысленных нововведений (среди них притчей во языцех стал ЕГЭ), отмечают 20% опрошенных. Школа учит плохо – знаний, нужных, чтобы поступить в хороший вуз или на хорошую работу, она не дает (31%). При этом обучение детей обходится родителям все дороже (47% - самая частая претензия), причем это удорожание несоизмеримо с качеством обучения (34%), а материальная база (здания, спортинвентарь, компьютеры и проч.) остается нищенской (22%). 
Вторая большая группа претензий обращена к школьникам. Опрошенные отмечают, что те не интересуются учением и не хотят учиться (38%), распущены и недисциплинированны (34%), что среди подростков процветают преступность и наркомания (30%), что на обстановке в школе пагубно сказывается имущественное неравенство учащихся (23%). 
Пожалуй, меньше всего претензий обращают к учителям – но и тут 29% отметили, что они плохо подготовлены и не пользуются авторитетом у детей, а 10% - что они плохо относятся к ученикам и устанавливают казарменные порядки. 
На вопрос: «Кого, по вашему мнению, в наши дни должна готовить школа?» самые популярные ответы (их тоже можно было давать несколько) – «культурных, образованных людей» и «мыслящих людей, способных брать на себя ответственность» (по 57%). Среди других ответов, набравших много голосов – «людей, трезво смотрящих на вещи» (31%), «квалифицированных специалистов» (29%), «патриотов» и «людей, способных обеспечить свое благосостояние» (по 23%), «хорошего отца, мужа, мать, хозяйку» (22%). 
«А как бы вы оценили в целом состояние системы образования в нашей стране? Какие проблемы сегодняшней школы кажутся вам наиболее серьезными и требующими решения в ближайшие 5-10 лет? Кто повинен в них в первую очередь: администрация, преподаватели, учащиеся?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

настоятель Богоявленского (Елоховского) кафедрального собора

Поскольку мои дети учатся в средней школе, проблемы образования для меня очень актуальны. Приходится постоянно восполнять пробелы образовательной программы – и самостоятельно, и привлекая друзей и педагогов, чтобы дети действительно получили фундаментальное образование. 

Причем я говорю не о религиозном образовании, но о базовом – литература, русский язык, история. Это те фундаментальные предметы, на которых строится отношение к государству, отношение к месту своего служения – Родине и обществу. Эта проблема вообще не ставится и не рассматривается в современном образовании. Происходит просто «научение» определенному кругу предметов, преподавание определенных знаний. Нет системы базовой и фундаментальной, покоящейся на основах патриотизма, служения Родине, на нравственных качествах. Этого вообще в школе, к сожалению, нет. 
А уровень преподавания гуманитарных дисциплин вообще катастрофичен. Программы по русскому языку, литературе, истории - попросту примитивны.

Протоиерей Алексий Новичков

Директор православной гимназии протоиерей, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области

Система образования как одна из важнейших составляющих нашего общества переживает вместе с самим обществом тяжелую болезнь. Говорить о проблемах образования можно только с поправкой на то, что эти проблемы существуют не сами по себе, а являются следствием общей болезни, которой болеет все наше общество и государство. 
Выход из положения может быть найден, видимо, только если государство и народ увидят жизненную цель и соотнесут с нею свое будущее. Когда станет понятным вектор нашего движения, тогда и образование найдет ответ на вопрос, какие цели и задачи перед ним стоят, какого качества оно должно быть. 
Сейчас если и можно говорить о каких-либо успехах образования, они будут всего лишь достижением локального масштаба, заслугой исключительных личностей. Проблемы же, напротив, имеют всеобщий характер и связаны с общей нашей печальной проблемой существования - безысходного и бестолкового, когда человек не понимает ни зачем он живет, ни куда он движется, ни зачем существует страна, ни что будет с нами через 30-40 лет, а занят только вопросами ежеминутного, ежесекундного выживания. Конечно, это неправильное состояние жизни. 
Надеемся, что с помощью Божией, опираясь на живую Церковь и основополагающую идею победы над смертью, мы преодолеем и кризис в образовании. Но еще раз повторю – он существует не сам по себе, но является только частью общей болезни нашего организма – нашего государства и всего русского народа.

Игумен Лука (Степанов)

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета

Вопрос не нов, а ответ на него парадоксален: то, что мы называем нынешней перманентной реформой образования, есть попросту уничтожение образования. Во всяком случае, образования в привычном для нас смысле, знакомому по временам советским. 
Тему эту обсуждают много, но основная проблема всей реформы в том, что взамен разрушаемой системы не создается ничего надежного и основательного. Слишком рискованно уходить от традиционных корней, как бы дорого они государству ни стоили, особенно если это самые главные для государства отрасли. А взамен предлагаются безжизненные, срисованные с неудачных западных образцов модели. 
Главная драма образования - его коммерциализация и отсутствие ясной воспитательной идеи, отсутствие духовно-нравственного основания вообще. Отсутствие нравственного и целевого стержня в системе образования ведет к неизбежным разочарованиям в этой реформе после каждого ее поворота, к безвозвратной огромной утрате бюджетных средств и к выращиванию молодежи, все менее способной к патриотической высокопрофессиональной жертвенной жизни.

Фатых-хазрат Гарифуллин

муфтий Тюменской области, председатель Тюменского казыята Духовного управления мусульман Азиатской части России

В Японии самая высокая зарплата у врачей и учителей – вот с кого нам следовало бы взять пример. Надо поощрять высококвалифицированных учителей, чтобы они чувствовали: государство заботится о качестве преподавания и о качестве жизни педагогов. Можно придумать систему поощрения и для лучших учеников, - тех, кто хорошо учится и чья дисциплина на высоте. 
Что касается наркомании, курения и алкоголя среди школьников, то тут дело во вседозволенности и доступности информации. Школьники все видят по ТВ, им хочется попробовать этой «красивой» жизни, в итоге мы пожинаем плоды. То же самое касается патриотизма – откуда детям брать пример? 
Кроме того, я считаю, что образование не может быть полностью бесплатным, иначе оно не ценится. Поэтому определенная плата за обучение должна быть. Что касается качества образования, то я не раз уже говорил о раздельном образовании мальчиков и девочек. Я это поддерживаю как мусульманин, и эффективность такого образования проверена опытом многих стран.

Исмаил-хаджи Бердиев

председатель ДУМ Карачаево-Черкесии, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа

Каково наше общество, таково и все остальное – в том числе и образование. Пытаются ли те, кто критикует и недоволен системой образования, что-то изменить в лучшую сторону? Если нет - зачем кричать о плохом на каждом углу? Настоящий патриот – это тот, кто прилагает все усилия, чтобы изменить к лучшему ситуацию в своей стране. 
Конечно, хочется, чтобы образование было лучше. Но учитель, который хочет заинтересовать ученика, сделает все, чтобы его увлечь. У такого педагога и ученики будут хорошими. А кто не заинтересован в работе, и учеников будет иметь таких же. 
Конечно, чтобы общество было достойным, государство должно сделать все, чтобы учителя и врачи получали достойную зарплату. То же самое касается, кстати, и правоохранительных органов. А если не оплачивать их труд достойно, что с них спрашивать? Учителя и так у нас работают на энтузиазме. 
Кстати, после «перестройки» в стране были вообще страшные времена, - тем не менее, учителя занимались с детьми, как-то пережили этот период. А сейчас в государстве все налаживается, открываются новые школы, ремонтируют старые, привозят новые компьютеры и т.д. И вообще пока человек не увидит плохое, он не может оценивать хорошее. Мы плохое уже видели, будем стремиться к хорошему.

Шафиг Пшихачев

Член Общественной палаты РФ, Президент Международной исламской миссии

Я соглашусь, что состояние нашего образование сегодня ужасно, что и отмечает подавляющее большинство родителей. Действительно объем знаний, который дается в школе, не позволяет потом поступить в вузы. 
С завидным упорством Министерство образования и науки на протяжении последних 20 лет отказывается от воспитательного компонента в образовательной программе. Стараются построить обучение в школах как передачу пакета знаний - и только. Школа возлагает всю воспитательную работу на родителей. Конечно, родители не должны самоустраняться от воспитания детей, но при этом если ученик ежедневно находится как минимум полдня в школе, он должен получать там определенное воспитание. Вот тогда школа будет выпускать человека с определенным багажом для самореализации и для социализации, у выпускника будет свое сформировавшееся мировоззрение, ему идти дальше по жизни будет легче. 
Кого винить в сложившемся положении? Только Минобрнауки, об этом уже говорят почти на каждом мероприятии, посвященном образованию.
Конечно, наши преподаватели не виноваты в том, что сегодня происходит с образованием. Это государство должно предпринять какие-то шаги, чтобы образовательная программа была более содержательной. В вузе педагоги продолжают бороться с отсутствием знаний и воспитания у студентов. Но это все держится на честном слове и энтузиазме. 
Я очень надеюсь, что положение изменится. Президент сейчас скрупулезно вникает во все программы, - быть может, он предпримет какие-то шаги, чтобы выправить эту ситуацию. Иначе будет и еще хуже.

зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Я соглашусь, что наше образование в последние годы становится хуже. На мой взгляд, главной причиной этому отсутствие государственной поддержки. Главное все-таки престиж школы: чтобы в школу было идти престижно, чтобы учитель получал достойную зарплату, и профессия педагога стала престижной. 
Нам сегодня говорят, что учителя стали получать хорошие зарплаты. Но, как известно, «есть наглая ложь, а есть статистика»: если сравнить зарплату обычного учителя и кого-то из руководства педсоставом, становится ясно, откуда берутся такие средние цифры. Зарплата учителя и в сельской, и в столичной школе дает повод задуматься: престижна ли работа учителя в селе, - работа простого учителя, а не директора школы или завуча? 
Кроме того, сейчас введена система, когда директор школы назначает зарплату педагогам. Это порождает субъективизм в оценке труда: директор назначит хорошую зарплату тому, кто ему по какой-то причине ближе, а тому, кто не более профессионален. 
Сейчас неправильно установлен критерий качества образования, - когда смотрят, какие оценки получили ученики, и за это отвечает директор школы, РОНО и даже область. Это порождает погоню за оценками и приписки. Ученик, зная, что ему натянут оценку, учиться не будет. 
Еще одна проблема – это пресловутый ЕГЭ, который отучает школьника думать, настраивает его только на те предметы, которые ему выгодно сдавать, и где добиться хорошей оценки можно самым разным путем – списать, обмануть, дать взятку, лишь бы получить высокий балл. Я абсолютно убежден, что вузы сами должны отбирать себе студентов. Если у вузов эту систему отнять, то не будет и высшего образования. Понять, что абитуриент – будущий физик, врач или историк, можно глядя ему в глаза, а не в пустые бумажки. 
Но в будущее смотреть надо с оптимизмом: пока у нас еще есть старая школа, хорошие наработки в системе образования, и если учитель работает с учениками серьезно, он может дать ученику хорошее образование. Наши школьники пока еще занимают призовые места на международных олимпиадах, - значит, наше образование не так уж плохо и его можно вылечить. Главное, не загонять «ниже плинтуса».
По материалам сайта http://regions.ru

 

 

 

 

 

 

На главную страницу