Актуальные вопросы составления программы реализации Стандарта

15 мая 2013 года

Разъяснение по вопросам реализации «Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации» в православном образовательном учреждении дает специалист по среднему образованию Сектора православного образования Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Марина Кравцова.

Для реализации Стандарта православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, утвержденного Священным Синодом в июле 2011 года, в православном образовательном учреждении нужно грамотно спланировать и синхронизировать действия всех участников образовательного пространства в программе, которая, по сути, является программой развития школы в части содержания православного образования и воспитания.

По благословению Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия для методической поддержки православным школам в период целенаправленного осуществления Стандарта православного компонента специалистами Сектора православного образования была разработана форма программы реализации Стандарта (http://otdelro.ru/content/22.html). Эта форма позволит составить программу дальнейших действий администрации и педагогов православных школ в определенной структуре:

I. Паспорт программы реализации Стандарта. 
II. Информационная справка о православном образовательном учреждении.
III. Стратегия Программы реализации Стандарта. 
IV. Условия реализации Стандарта. 
V. Программа реализации Стандарта.

Эти разделы являются стандартными для любой программы развития школы и привычными для администрации школ при составления подобных документов.

В паспорт программы реализации Стандарта уже включены основания для разработки Программы – нормативная база программы реализации Стандарта, в таких разделах: документы Русской Православной Церкви, международные документы, федеральные документы. Эти же документы могут быть использованы при составлении учебного плана школы и иных нормативных документов.

Муниципальные и локальные документы, на основании которых образовательное учреждение выстраивает свою деятельность, должны быть приведены самостоятельно. Также в паспорте программы указываются основные разработчики и исполнители Программы. 
Алгоритм работы при составлении Программы реализации Стандарта Православного компонента может быть следующим:

• совещание при директоре, на котором обсуждаются ключевые моменты работы школы в рамках Стандарта, вырабатывается общая стратегия, распределяются обязанности между членами администрации школы;
• совещание при завуче, на котором педагоги получают информацию о Стандарте православного компонента, знакомятся с его нормативной базой, перспективами работы школы в новых условиях;
• педсоветы, семинары, посвященные изучению Стандарта православного компонента, рекомендуемых Синодальным отделом рабочих программ предметов Стандарта, обсуждению собственных условий и возможностей реализации Стандарта, уточнению стратегии работы школы в условиях реализации Стандарта;
• формирование решением педагогического совета рабочей группы по созданию Программы реализации Стандарта;
• поэтапная работа членов рабочей группы над созданием Программы реализации; 
• обсуждение проекта Программы, созданного рабочей группой всем педагогическим сообществом школы; 
• анализ проекта духовником школы;
• коррекция проекта и утверждение Программы реализации на педагогическом совете учебного заведения.

Этот алгоритм действий не является единственным и возможны другие варианты работы при создании программы реализации в зависимости от специфики школы.

Также в паспорте программы определяются цели, задачи программы, основные этапы реализации программы. Если говорить о сроках реализации программы, то каждое учебное заведение решает их длительность самостоятельно, программа может быть как краткосрочной, так и долгосрочной. Описание этапов реализации осуществляется каждым образовательным учреждением самостоятельно. Например, этапы могут быть следующими:

• подготовительный, диагностико-моделирующий, формирующий этап, итогово-обобщающий этап; 
• ориентировочный, основной, обобщающий этапы,
• первый, второй, третий.

Раздел «Основные мероприятия программы» может быть спланирован в соответствии с этими этапами.

В форме программы приводятся ориентировочные целевые индикаторы (результаты) программы. Эти целевые индикаторы являются примерными и могут быть сформулированы образовательным учреждением самостоятельно с учетом специфики и местных условий иначе.

Для планирования динамики процесса реализации Стандарта предлагается оценка стартовых условий и предполагаемого конечного результата. Например, актуальным для образовательного учреждения является рост качества знаний учащихся по вероучительным дисциплинам. Допустим, в момент составления программы процент качества знаний невысок – 45-50% качества, в течение 7 лет реализации программы педагогический коллектив планирует поднять этот процент качества на 21 % (по 3% в год) и достичь 66-71 % качества. Для этого потребуется повышение педмастерства педагогов: проведение обучающих семинаров – от одного до четырех в год за время реализации программы, повышение квалификации педагогов 1 педагог по вероучительным дисциплинам, имеющий высшую категорию в начале реализации программы – 4 педагога с высшей квалификацией в конце периода реализации программы.

Система организации контроля реализации программы включает описание методики контроля промежуточных результатов, разные виды мониторинга состояния реализации Стандарта и формируется образовательным учреждением самостоятельно.

Блок «Информационная справка о школе» включает перечисление самых необходимых сведений для формирования электронной базы православных школ Российской Федерации.

Блок «Стратегия реализации программы Стандарта» предполагает самое главное описание, конечный результат – модель выпускника православной школы в условиях реализации Стандарта, а также результаты реализации Программы для учащихся – личностные, метапредметные и предметные. Для этого нужно дать развернутую характеристику целей и задач программы, а также планируемые результаты для учебного заведения: для педагогов, администрации и учебно-воспитательного пространства православной школы в целом.

Особо стоит обратить внимание на возможные риски, которые могут сопровождать реализацию Стандарта и спланировать заранее их минимизацию. Например, недостаточная информированность родителей может привести к всплескам тревожности, что не сможет не отразиться на учебном процессе. Соответственно для минимизации подобного риска необходимо спланировать систему информирования родителей, проведение классных часов, родительских лекториев и под. Недостаточная работа с педагогами также может привести к нежелательным последствиям.

Блок «Условия реализации Стандарта» предполагает описание стартовых материальных условий, оснащения образовательного учреждения, учебно-методической литературы, анализ кадрового потенциала школы. В данном разделе программы реализации Стандарта нужно спланировать улучшение условий как материального, так и кадрового обеспечения реализации Стандарта.
Блок «Программа реализации Стандарта» является основным и предполагает развернутое описание самой программы с планируемыми результатами мероприятий, которые проводятся в определенные сроки и имеют индикаторы успешности своего осуществления.

Программа реализации программы может корректироваться, уточняться, меняться в процессе своего выполнения. Если часть ее целей будет достигнута ранее намеченных сроков и перестанет быть актуальной, а другие цели потребуют конкретизации, уточнения, дополнительной проработки – стоит внести эти изменения в программу.

Сейчас директора образовательных учреждений более самостоятельны в выборе образовательных стратегий и парадигм развития школы, однако это налагает и большую ответственность за конечный результат работы. В планировании реализации программы Стандарта православного компонента педколлектив школы вправе вносить свои критерии и показатели, учитывая, что конечной целью работы являются не показатели внешней успешности учащихся и школы в целом, а то подчас незаметное духовное возрастание воспитанника, которое впоследствии приносит сторичный плод.

По материалам сайта http://media.otdelro.ru

 

 

 

На главную страницу