Выступление митрополита Ростовского Меркурия на круглом столе «Христианские ценности в образовании и воспитании»

27 января 2013 года

25 января 2013 года в Государственной Думе ФС РФ под председательством первого заместителя председателя Государственной Думы ФС РФ А.Д. Жукова и председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия состоялась Парламентская встреча «Христианские ценности в образовании и воспитании».

В ходе встречи митрополит Меркурий выступил с докладом.

Уважаемый Александр Дмитриевич! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые парламентарии!

Прежде всего, хочу поблагодарить вас за столь высокий интерес к теме образования и воспитания подрастающего поколения. Рад видеть, что означенная тема встречи привлекла внимание столь значительного числа архипастырей, уважаемых депутатов Государственной Думы, деятелей образования. Это служит свидетельством актуальности темы разговора о ценностных основаниях образовательного процесса.

Отдельно хочу выразить признательность Председателю Государственной Думы Сергею Евгеньевичу Нарышкину за поддержку идеи Рождественских парламентских встреч и содействие в подготовке этих мероприятий, а также всем, кто принял непосредственное участие в их работе и организации, членам Межфракционной депутатской группы в защиту христианских ценностей.

Сегодня мы обсуждаем актуальную, но далеко не новую тему. На протяжении всего периода новейшей истории России мы говорим о проблемах духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Введение во всех общеобразовательных школах страны комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» стало большим шагом в нашей общей работе. Апробация курса, прошедшая в 21-м регионе России, показала, что знание о духовных основаниях культуры своего народа нашла позитивно влияет на всех участников образовательного процесса, о чем свидетельствуют отзывы из регионов.

Отечественная, а во многом и мировая история и культура неразрывно связаны с Православием и другими традиционными религиями. Их нельзя полноценно понять и прочувствовать, не зная духовных оснований культуры. Этапы исторического развития России обретают логику только при рассмотрении их с этой точки зрения.

Изучение основ религиозных культур — это вопрос национальной безопасности. Я уже не раз говорил об этом и еще раз подчеркну. Огромное число наших сограждан, еще не пришедших к вере, находится в религиозном поиске, а подчас и в духовной опасности. Природа не терпит пустоты. И если душа человека не наполнена любовью к традиционной, выверенной веками культуре, обращенной к миру и созиданию, она заполнится суррогатом в виде псевдодуховности или религиозного экстремизма.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл недавно подчеркнул: «С правовой точки зрения наше государство является светским и в нем действует принцип свободы совести и вероисповедания. Государство посредством права и соответствующей политики создает светское пространство, которое является нейтральным в отношении мировоззренческих ценностей». Статьи 13 и 14 Конституции Российской Федерации гласят: «Никакая религия или идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Эта нейтральность дает свободу выбора, в том числе и в сфере образования. Не только частные, но и государственные и муниципальные школы, по желанию родителей, педагогов и администрации школы, могут выбрать в качестве школьного компонента изучение не только Основ православной культуры, но и основ православной веры. Напомню положение статьи 5 «Закона о свободе совести»: «По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы».

Для верующих родителей — это реализация их права на воспитание детей в православной вере, т.е., как гласит статья 4 того же Закона, «в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания».

Духовно-нравственное воспитание должно стать одним из основополагающих принципов современного образования. Невозможно построить будущее, не прививая молодому поколению нравственных норм, традиционных для нашего народа. С горечью можно констатировать, что невнимание со стороны государства и общества к этому важнейшему вопросу в 90-е годы привело к тому, что целое поколение наших молодых сограждан осталось без должного попечения. Храмы тогда только восставали из руин, государство истощало силы в погоне за призраками либерализма, старые идеалы рушились, а новые еще не были сформированы. Духовно-нравственное воспитание не было приоритетным, и результат говорит сам за себя — духовная неразвитость, рост числа суицидов среди детей и молодежи, широкое распространение пристрастия к наркотикам и алкоголю и т.п.

Осознание причастности к историческому и культурному наследию своего народа помогает человеку обрести жизнеполагающие смыслы — систему нравственных координат и ориентиры для движения, стать истинным патриотом своего Отечества. Все сказанное в полной мере относится и к школьному предмету «Основы православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ.

Современная молодежь, в большинстве своем, предпочитает книгам компьютеры, классической литературе — фэнтези и боевики, учебе, работе и служению — игры и праздность. Таким образом, у нас нет иного выбора, кроме каждодневной работы по духовно-нравственному просвещению в школах и вузах, развития образовательных проектов в масс-медиа, поддержки молодежных движений и инициатив в культурной, военно-патриотической, социальной и иных сферах, в которых молодые люди готовы приносить пользу своей стране.

Дальнейшее развитие практики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» относится к числу важнейших государственных задач. Мы рады, что находим среди депутатов Государственной Думы и представителей органов управления образованием понимание и поддержку инициативы расширения преподавания курса на весь период обучения в общеобразовательной школе. Каким бы надежным ни был наш «ядерный щит», но если души людей пусты или засорены, у нас не будет надежды на будущее.

То, что уже сделано общими усилиями — в первую очередь, благодаря последовательной поддержке наших законодателей — очень важные шаги в деле заботы о подрастающем поколении. Давайте вместе и дальше трудиться в этом направлении!

По материалам сайта http://www.patriarchia.ru

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу