Священнослужители об изучении религии в детских садах

28 октября 2012 года

В детских садах Чечни в ближайшее время начнут преподавать основы ислама с привлечением учителей, подготовленных в Российском исламском университете. Программа будет вводиться поэтапно.

В Грозном она стартует в ближайшее время, уже начался отбор преподавателей. В конкурсе, который состоялся в минувший понедельник, участвовали 40 девушек. Вакансии для новых работников дошкольных садиков уже выделены. По словам представителя муфтията, программа согласована с комитетом правительства по дошкольному образованию и мэрией Грозного. Уже через три месяца в детских садах пройдет конкурс на знание ислама. 

Сопредседатель Института свободы совести Сергей Бурьянов заявил «Коммерсанту» , что преподавание основ ислама в государственных образовательных учреждениях нарушает свободу вероисповедания. Эксперт напомнил, что в исламе существует несколько течений, по-разному трактующих вопросы веры и зачастую конфликтующих между собой. "Понятно, что в данном случае детям будут преподавать основы суфийского течения,— говорит господин Бурьянов.— Таким образом, государство ввязывается в межконфессиональный конфликт. Власти сами создают предпосылки для гражданской войны". 

"Преподавание основ ислама в детских садах — это грубейшее нарушение Конституции РФ, в которой заложен принцип светского характера образования,— согласен с ним глава комиссии Общественной палаты РФ по свободе совести Николай Сванидзе.— Но в этом нет ничего удивительного, ведь Чеченская Республика давно живет по своим законам". 

«Как бы вы прокомментировали эту новость? Уместно ли преподавание религии в детских садах? Не нарушает ли оно свободы совести?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Борис Михайлов

настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Я уверен, что свобода совести в данной ситуации никак не нарушается. Ведь речь здесь идет не о беспризорных детях. И, само собой разумеется, что на преподавание основ религии должно быть согласие родителей. 
Более того, я считаю, что это положительный пример, потому что мы во многом уже растеряли тот пыл, который был у нас в 90-е. Я считаю, что начинать разговор об основах веры и своей религиозной традиции с детьми нужно как можно раньше. Конечно, это в первую очередь обязанность родителей. Но почему этого нельзя делать и в детских садах? Эту возможность нельзя упускать. Ведь сколько «олухов» в плане религиозного образования уже выросло. 
Понятно, что советская власть запрещала какое-либо религиозное воспитание. Но сейчас советской власти, слава Богу, нет.

Игумен Мелетий (Соколов)

Игумен, преподаватель Московской духовной семинарии

Преподавать, конечно, можно, но только под контролем государственных органов. Программы должны пройти официальную экспертизу. Преподаватели должны иметь официальную аккредитацию. То же самое касается и преподавания православной культуры. 
Естественно, все это можно делать только с согласия родителей. Никакого противоречия светскому характеру государства в этом нет. Более того, это можно делать и за государственный счет. Вполне могут быть государственные православные детские сады и школы - почему бы и нет, если подавляющее большинство в них составляют дети из православных семей? Родители вполне могут поставить такое условие. Ведь это та же самая статья расходов на образование. По-моему, это оптимальный вариант.

Иерей Валерий Буланников

клирик храма свт. Николая в Отрадном

Конечно, Чечня сейчас на 90%, если не больше, исламский регион. Русских там уже почти не осталось. Можно сказать, что население в Чечне моноконфессиональное. Поэтому знакомство с исламом в дошкольных учреждениях вполне допустимо. Хотя есть разные направления ислама, все-таки существуют и общепринятые определения, какие-то общие понятия. 
Другое дело, как с ними знакомить в дошкольных учреждениях. Очевидно, что должна быть единая программа для дошкольных учреждений, утвержденная соответствующими инстанциями, чтобы не было противоречий между местными и центральными структурами образования. Разумеется, не должно быть противоречия и Конституции. Я думаю, на юридическом уровне это вполне можно решить. 
Подобным же образом можно решить проблему и с преподаванием основ православной культуры. Важно, кто и как это будет делать. Безусловно, никаких перегибов быть не должно.

Священник Александр Шумский

клирик храма Святителя Николая в Хамовниках

Если это допустимо в Чечне как в регионе по преимуществу мусульманском, то же самое должно делаться с преподаванием православной культуры и в регионах с преимущественно православным населением. А то получается, что там – пожалуйста, а у нас этому почему-то всячески препятствуют. Или нигде нельзя преподавать основы той или иной религии, или если в каком-то регионе можно, то тогда разрешайте и в остальных. Это положение, по-моему, должно быть отражено в законодательстве. 

Вообще же я считаю, что как раз преподавание основ религиозной культуры как в школах, так и в детских садах, резко снижает возможность межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Ришат-хазрат Давыдов

Имам Тульской области

Если это согласовано с комитетом правительства по дошкольному образованию и мэрией Грозного, значит, все правомерно. К тому же в детском саду преподавание ислама может быть только в познавательной, воспитательной и игровой форме. Ребенку в таком возрасте можно преподать какие-то азы: каким должно быть отношение к родителям, поведение в семье. Во всяком случае, если все будет проходить в поучительной форме и в то же время с добротой и милосердием – это было бы полезно. И возможно такой опыт стоит перенять и другим регионам. 
Мы сейчас видим, что дети родителей не слушаются, попадают в нехорошие истории, это нередко приводит к постановке на учет в полицию. Все из-за того, что упускается воспитание с самого маленького возраста. Браться за воспитание детей в школе уже поздно, надо начинать раньше. 
Традиционные руководители ислама – муфтии и имамы – возглавили религиозные организации и ведут правильные диалоги, но если эти места вакантны, то они быстро заполняются другими религиозными течениями типа ваххабизма, к которому склоняют людей. 

Поэтому в детсаду преподаватели должны быть хорошо образованы. И то, как сейчас ведется преподавание в чеченских медресе, и как Рамзан Кадыров относится к образовательным процессам – все это говорит только о хороших намерениях.

Альбир-хазрат Крганов

Член Общественной палаты РФ, муфтий Москвы и Центрального региона России

Еще вчера изучение основ религии в школах многим казалось немыслимым, - сегодня «Основы традиционной религии и светской этики» начали преподавать в школах. Возможно, есть смысл с этой темой развернуться шире. 
Вообще воспитывать сегодня нужно все-таки больше родителей. Потому что у нас поколение, которым 30-40 лет, воспитывалось без необходимой части духовности. Именно родители должны думать, как воспитывать детей. 
А что касается Чеченской Республики, если там сегодня больше 95% жителей мусульмане, и на сегодня ее можно считать мононациональной республикой, то, возможно, эта инициатива в детском саду для данной территории вполне допустима. Но в тех регионах, где у нас проживают люди разных национальностей и вероисповеданий, конечно, могут возникать вопросы, и к данной теме надо очень внимательно относиться. 
Считаю, что очень четко выразился по этому поводу президент Владимир Путин, когда сказал, что надо внимательно относиться к религиозным чувствам людей и не надо забывать, что мы светское государство. И здесь мы должны уметь договариваться.

Роман Силантьев

исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора

Свободу совести эта инициатива не нарушает, в Конституции такого запрета нет, а насколько это уместно, должно решать министерство образования, равно как и насчет хиджаба в школах. Что не запрещено, то разрешено, как известно. 
Если возникают вопросы по этой теме, то министерство образования должно ситуацию прояснить и высказать свое официальное мнение. Тем более, Дагестан давно практикует преподавание ислама в детских садах – лет 8 уже, так что Чеченская Республика не первая. 
Хотя, как мы знаем, в ситуации с хиджабами позиция министра образования оказалась резко противоположной мнению главы государства. Надеюсь, в нынешнем случае Путина спрашивать не придется.
По материалам сайта http://regions.ru
<script type="text/javascript" src="//yandex.st/share/share.js" charset="utf-8"></script><p>
&nbsp;</p>
<p>
&nbsp;</p>
<p>
&nbsp;</p>
<p class="rtejustify">
&nbsp;</p>
<p class="rtejustify">
&nbsp;</p>
<div class="yashare-auto-init rtejustify" data-yasharequickservices="yaru,vkontakte,facebook,odnoklassniki,moimir,lj" data-yasharetype="button" n="ru">
&nbsp;</div>
<p class="rtejustify">
&nbsp;</p>
<p class="rtecenter">
<a href="http://sofia-sfo.ru">На главную страницу</a></p>
 

 

 

 

 

 

 

 

На главную страницу