Cостоялась пресс-конференция, посвященная преподаванию курса "Основы религиозных культур и светской этики"

23 марта 2012 года

22 марта в Издательском Доме «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция на тему: «Учебный курс по основам религиозных культур и этики в российских школах становится обязательным. Чего ждать школьникам и их родителям в новом учебном году?».

Спикерами конференции стали директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко; заведующий Cектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Герман Демидов; руководитель отдела науки Департамента образования и науки Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), имам-хатыб Раис Измайлов; генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков.
Подводя итоги апробации курса Основы религиозных культур и светской этики, проводившейся в 2009-2011 годах, Елена Низиенко назвала в качестве одного из его итогов тот факт, что родители и дети стали больше общаться между собой, а учителя отметили большую сплоченность внутри классов, налаживание крепких дружеских отношений. Если в начале эксперимента в пользу курса выступили 40 процентов родителей, то к его окончанию пользу, которую он может принести их детям, оценили более 65 процентов. Если говорить о выборе модулей, то 42 процента родителей выбрали изучение Основ светской этики, 30 – Основ Православия, 18 – мировых религий, 9 – ислама, 1 – буддизма, 0,5 – иудаизма.
Елена Низиенко озвучила и проблемы, с которыми пришлось столкнуться: в некоторых регионах свободу выбора модуля родителями ограничивали путем голосования за предложенные варианты (а не полный их список), уровень подготовки учителей и другие. «Одним из основных достижений можно назвать то, что удалось наладить конструктивный диалог между государством и религиозными объединениями, - отметила директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ. – Сегодня наша основная задача – квалифицированная и глубокая подготовка преподавателей курса».
Говоря об учебниках и пособиях, рекомендованных для ведения курса ОРКСЭ, генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков обратил внимание на то, что их авторы постарались учесть все конфессиональные особенности: «Нашей задачей стало сделать курс максимально толерантным и понятным обществу». Так, было издано пособие для родителей, в котором максимально доступно рассказывается о задачах нового курса. Для учителей также выпустли книгу, знакомящую с особенностями конфессий и особенностями преподавания Основ религиозных культур детям 10 лет. Сложности возникли с учебником по Основам светской этики, в котором были сформулированы базовые ценности российского общества: понятия «человек», «семья», «социальная солидарность» и т.д. Разногласия авторов учебника и ученых института философии РАН касались как собственно понятия «светская этика», так и содержания предмета. В итоге пришли к тому, что необходимо пересмотреть философский компонент уже в средней и старшей школе.
Самое главное, что тексты всех учебников и пособий были тщательно вычитаны представителями всех конфессий, чтобы впоследствии ни у кого не возникло претензий по поводу их содержания.
«Подводя итоги апробации, следует отметить еще один, - отметил Александр Кондаков. – Это – бесконфликтное вхождение детей в поликонфессиональное поле жизни».
Заведующий Cектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Герман Демидов обратил внимание присутствующих на пресс-конференции на то, что для Русской Православной Церкви главным итогом апробации курса можно считать также возвращение традиционных духовно-нравственных ценностей в систему отечественного образования, которые были утрачены за годы советской власти. Он отметил, что следствием этого не станет постоянное присутствие священнослужителей в школьных классах.
Герман Демидов также отметил важность достижения взаимопонимания между государственными и религиозными структурами в области подготовки учебников и преподавателей нового курса. «Качество преподавания зависит от уровня подготовки и аттестации педагогов, - отметил Герман Васильевич. – Если до сих пор подготовка учителей велась представителями Церкви, религиозных сообществ, то теперь их участие также не должно быть номинальным, а время обучения можно и нужно увеличить. Что касается учебников, то они должны получить конфессиональный гриф».
Другим серьезным достижением апробации заведующий Cектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви назвал рекомендации рассмотреть перспективы преподавания курса ОРКСЭ на основной и старшей ступенях общеобразовательной школы.
Руководитель отдела науки Департамента образования и науки Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), имам-хатыб Раис Измайлов высказал мысль, что любовь преподавателя к предмету является важнейшим аспектом преподавания религиозной культуры в школах. Ведь, если педагог равнодушен к своему предмету, то он не сможет достойно передать знания детям. Также он отметил необходимость предотвращения навязывания выбора модулей.
В своих ответах на вопросы корреспондентов, спикеры высказали свои мнения о перспективах курса: возможность дистанционного обучения; культурологический характер предмета; важность доверительного общения между педагогами, родителями и детьми; привлечение религиозных конфессий к подготовке и аттестации педагогов, разработке и экспертизе учебных пособий; расширение курса на основную и старшую ступень средней школы. Данные направления развития нашли отражение в новом законопроекте "Об образовании". 

По материалам сайта media.otdelro.ru

 

 

 

 

На главную страницу