Состоялся вебинар по теме «Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций»

09 февраля 2020 года

Для педагогических работников образовательных организаций города Омска и Омской области 06 февраля 2020 года прошел вебинар по теме «Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций». Организатором вебинара выступил БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток» при участии БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч» и Омской епархии, отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии.

Целью вебинара было повышение уровня профессиональной компетенции  педагогических работников в вопросах духовно - нравственного воспитания, основанного на православных традициях.

Методист БУ ОО ДО «ЦДНВ «Исток», историк-краевед Лосунов Александр Матвеевич рассказал о духовно-нравственном воспитании детей в дореволюционном Омске, продемонстрировал слушателям подлинные артефакты конца 19 – начала 20 вв.: школьное Евангелие, похвальный лист выпускницы женской гимназии и другие. Колодина Елена Михайловна, заведующая.отделом культурно-просветительных программ БУК ОО "Дворец культуры и семейного творчества "Светоч" и информационно-методическим сектором отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии сообщила слушателям о современных проблемах духовно-нравственного воспитания.

Педагог и священник Артемий Ахметшин поведал о реализации духовно-нравственного компонента в учебно – воспитательном процессе НОУ «Славянская школа в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».

В процессе работы вебинара выступающие коснулись различных животрепещущих вопросов по заявленной тематике.

Современный мир поликультурен и многолик, что является сегодня для нас естественным. Но этот тренд не означает потери этнической, национальной идентичности, которая возникает с рождением, умением говорить на родном языке, культурным окружением, в которое попадает человек.

По мнению многих авторов, у всех современных культур «ценностно-смысловое ядро сложилось под мощным воздействием религиозных направлений, чаще всего одной из мировых религий. Для России такой религией стало православное христианство. Многообразное значение православия, его воздействие на все стороны русской жизни позволяет говорить о нем как об этнокультурной  доминанте русской истории».

Христианство «дало небывалый расцвет человеческих культурных сил во всех областях: искусство, наука, социальная среда, семья - все подверглось оплодотворяющему действию христианства».

Православие создало нового, внутреннецелостного человека, в корне изменило миропонимание. И это явилось причиной в дальнейшем появления мнений типа «все страны граничат друг с другом, а Россия с Богом», дало повод говорить всему миру о феномене русской души, русского сердца. Для российской же педагогики христианство стало не только этнокультурной доминантой, но и в первую очередь основанием, на котором в течение семи веков строилось педагогическое здание.

Для русского народа национальный идеал – это Святая Русь.

Президент РФ В.В. Путин 31 декабря 2015 года подписал Стратегию национальной безопасности страны, где четко обозначен приоритет традиционных ценностей, в том числе в воспитании молодежи. Поэтому возврат системы образования к национальному воспитательному идеалу стал насущной задачей сохранения безопасности страны. Данную линию подтверждают и другие государственные документы сферы образования и культуры.

И сегодня в год 75-летия Великой Победы мы вновь обращаемся к вопросу о том, что же такое наследие наших предков — это тот невидимый глазами след, который оставили наши предки в истории и который передан нам, который мы можем и должны сохранить не в наших руках, а в наших сердцах и в наших душах, сохранить и с любовью передать тем, кто идет за нами...

На протяжении веков наш народ черпал духовные силы в православной вере, вдохновлялся идеалами евангельской святости, стремясь сделать их содержанием своей жизни. В этом стремлении он создал поистине великую культуру. Благодаря православной вере русский народ усвоил в качестве одной из важнейших своих национальных черт способность к подвигу и самопожертвованию, самоотверженности и жертвенной любви. Эти благородные свойства души нашего народа и его характера со всей яркостью проявились в годы Великой Отечественной войны. Единство народа, его обращение к героическим и святым примерам из национальной истории, молитва миллионов людей о победе русского оружия и во вновь открытых в годы войны храмах — как в тылу, так и на оккупированных территориях, и в домах, где матери и жены ждали возвращения своих ближних, и в окопах, где обретали веру даже те, кто недавно разрушал храмы.На войне – нет атеистов. Возвращение к духовным корням стало источником и прочным основанием Победы.

И осознание намитого, что достижение победы невозможно без опоры на духовные и нравственные начала — это тоже наследие этой Победы.

Память о наследии Великой Отечественной войны — важная составляющая самосознания наших соотечественников. Зримым свидетельством этого является акция «Бессмертный полк». Только в прошлом году народное шествие, зародившееся несколько лет назад в России, прошло с участием соотечественников более чем в ста странах и в пятистах городах мира. В разных странах эти шествия получили разные названия, но суть у них, несомненно, общая. Миллионы людей по всему миру с благодарностью и любовью вспоминают тех, кто на фронте и в тылу вносил свой вклад в приближение победы над злом, победы, завершившейся полным разгромом фашизма.

День Победы — это в первую очередь замечательный повод вспомнить историю, проанализировать настоящее и, конечно, подумать о будущем.Ведь пока мы способны здраво оценивать самих себя, у нас есть надежда на то, что уроки истории будут усвоены правильно, что мы сможем достойно сохранить духовное и культурное наследие, оставленное нашими отцами и дедами.

Продолжая обсуждение, в этом контексте тему духовно-нравственного воспитания, были рассмотрены понятия «духовность и «нравственность». Эти два понятия являются базовыми, сущностными характеристиками личностипо мнению профессора Т.И. Петраковой, исвязаны с мотивационной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность)

Современная секулярная педагогика предлагает видеть в духовности культурность и образованность, начитанность и вежливость, избегая говорить о воспитании духа. Таким образом, духовность как понятие в секулярной педагогике находится вне религиозных представлений, т.е. лишено своей феноменологической сущности, ибо «Бог есть Дух» (Ин.4,24), и только как образ Божий человек обладает духовностью.Дух – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию, Богообщению и Богоуподоблению. Она лежит в основе личности, дает ей жизненную направленность, устремленность к избранным целям (ценностям).

В традиционной педагогической культуре духовность рассматривается как путь преображения личности в соответствии с замыслом Творца о цели и смысле жизни. Путь духовного преображения на протяжении веков был традиционным для развития русской духовной культуры вообще и педагогики в частности.

Понятие «духовность» сопряжено с понятием «нравственность». Тесную взаимосвязь духовного и нравственного, раскрытие нравственных понятий в контексте духовного отмечает в своем словаре Владимир Иванович Даль. Слово «нравственность», как показывает В.И. Даль, образовано от слова «нрав». «Христианская вера заключает в себе правила самой высокой нравственности, … ставит судьёй совесть и Бога» [4, с.558].

Христианское воспитание состоит в том, чтобы научить человека любить Бога, своего Творца, Отца Небесного, своей жизнью Бога радовать, точно так же, как ребенок старается родителей своих радовать.  И соблюдать заповеди любви – прежде всего к Богу и равную ей любви к ближнему своему как к самому себе.

И здесь перед каждым человеком, а тем более перед педагогом возникает вопрос о мировоззренческом выборе.

Ведь выбору, основанному на ценностях православной культуры, противостоит сегодня гуманистический либеральный идеал, центром которого является человек без Бога, сам ставший «как бог». Безрелигиозная (светская) культура также имеет свой источник, но это не солнечный Божественный свет, питающий православную культуру, а человеческий разум, за которым признается способность формулировать и познавать абсолютные истины.

Гуманисты не согласны с тем, как религия определяет место человека по отношению к Богу, поэтому в центре гуманистического мировоззрения находится не Бог, а человек, как высшее существо. Если Бога нет, то человек – продукт естественного отбора и «высшая, разумная обезьяна», о чем продолжают повествовать школьные учебники по биологии. В противоположность гуманизму христианское мировоззрение утверждает, что хоть человек – венец Божественного творения, но между ним и Богом – онтологическая пропасть: человек никогда не может быть равен своему Создателю, но может стать подобен Ему как преподобный Серафим Саровский и сонмы других христианских святых.

Приобщение к этим ценностям не есть их простое знание, а есть, прежде всего, определенный образ жизни, жизни основанный на преображении личности и возрождении общества.

Сравнительный анализ двух подходов к проблеме – с точки зрения православных и, так называемых, светских либерально-гуманистических ценностей показывает ряд серьезных противоречий, поэтому выбор вектора воспитания будет иметь разные последствия и результаты, как для личности воспитанника, так и для общества, государства в целом.

А это значит, что педагогу приходится выбирать между традиционным для России духовным евангельским законом «Нет больше той любви, кто положит душу свою за други своя», равным суворовскому варианту - «Сам погибай, а товарища выручай» и западным эгоистичным вариантом - «Боливар не выдержит двоих». Все мы помним эту, ставшую сегодня крылатой фразу из рассказа О' Генри «Дороги, которые мы выбираем».

Учитель может дать ребенку только то, что у него есть, и воспитывать его в тех ценностях, в которые сам верит. Иначе это двуличие и фальшь, которые дети хорошо чувствуют.

Поэтому самоопределение учителя по отношению к системе ценностей, его мировоззренческий выбор можно рассматривать как фактор профессионализма.

Предметная компетентность – это не только знание предмета, но и «способность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегося» (Н. В. Кузьмина)

В помощь педагогам, которые желают приобщиться к духовно-нравственной культуре Православия, повысить свою компетентность в преподавании предметов ОРКСЭ и ОДНКНР организованы курсы повышения квалификации Омской епархии совместно с Многопрофильной академией непрерывного образования. Трехмесячные курсы предполагают для омичей очную вечернюю форму, для жителей области и иногородних слушателей дистанционную. В рамках курсов педагогам предлагаются два модуля. Модуль Омской епархии, (бесплатный), место проведения – Библиотека им. А.С. Пушкина по вторникам и четвергам, итоговый документ – удостоверение Омской епархии. И модуль Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Многопрофильная Академия непрерывного образования» (АН ПОО «МАНО»), (платный -2000 руб.), итоговый документ - удостоверение установленного государством образца о повышении квалификации. Начало работы курсов 13.02.2020.

Педагогов, желающих стать слушателями данных курсов пригласили подавать заявки. Их можно подать потел 58-11-12 и на эл. почту sofia-sfo@yandex.ru, в которых надо  указать Ф.И.О., место работы, должность, контактные телефоны.

Продолжая наш разговор о духовно-нравственном воспитании на основе традиций православия мы выделим одну из самых эффективных и результативных форм – воспитание духа и нрава подрастающего поколения на действительных примерах подвигов святых угодников Божиих, житийной литературе и конкретных примерах мужества, героизма, стойкости поколения Победителей.

Значимую роль в сохранении духовного наследия Великой Победы и Православной святости, памяти об ушедших из жизни защитников Отечества и защитников Веры – новомученников и исповедников Российских, призваны сыграть поисковая работа и забота молодежи о захоронениях воинов и ветеранов, памятных и святых местах и святынях. Важно не только ухаживать за обелисками, храмами, но и находить на городских и сельских кладбищах могилы ветеранов, христианских подвижников, у которых, возможно, уже и родственников не осталось, взять шефство над некоторыми захоронениями, постараться что-то узнать о жизни тех, кто в них погребен, об их подвигах и наградах. Конечно, подобная работа должна проходить при согласовании с местными властями и под руководством педагогов и других взрослых профессионалов. И обязательно надо сообщать найденные имена погибших бойцов и почивших ветеранов в ближайшую церковь. Примером такой деятельности можно назвать опыт Натальи Санфиевны Левшиной, педагога школы №41, её воспитанников и прихода храма святого Ефрема Сирина, что в пос. им. Чкалова города Омска, которые много внимания уделяют ветеранам, христианским подвижникам Октябрьского района города Омска, в том числе ухаживают за местами захоронений.

Для поддержки и дальнейшего развития таких важных педагогических средств формирования нравственной культуры БУК Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч»,  Отдел образования Омской епархии, Центр духовно-нравственного воспитания «Исток»проводят в феврале – мае 2020 года Фестиваль творческих и исследовательских работ и проектов «Наследники о святых и святынях земли Омской», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, 125-летию Омской епархии, 100-летию со дня кончины святителя Сильвестра Омского.

На Фестиваль принимаются работы по темам образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации», в которых использованы материалы по духовной истории и культуре нашего региона.

Для наследников возраста от 5 до 17 лет и от 18 до 22 лет (студентов) предусмотрены номинации:

  • фотография и видеоролик;
  • работы-поделки ДПИ;
  • поэзия и проза,
  • исследовательские работы;
  • проекты социально ориентированной деятельности (связанные с памятными датами, популяризацией традиционных духовно-нравственных ценностей, вожатской и волонтерской работой старшеклассников и студентов, направленные на развитие практики шефства над ветеранами войн и труда и детьми, лишенными попечения родителей, на совершенствование поисковой работы и благоустройство святых, памятных мест, воинских захоронений и т.п.).

Для наследников-педагогов предусмотрена номинация

  • методическая разработка уроков и событий внеурочной деятельности, проведенных с детьми и молодёжью.

Статус фестиваля – региональный.Фестиваль не предполагает состязательности. Участниками Фестиваля могут быть учащиеся, воспитанники, студенты, работники учреждений дошкольного, общего, дополнительного, профессионального, религиозного образования и культуры. Возможно представление коллективных и семейных работ. Все авторы получат свидетельство об участии.

Организаторы Фестиваля предполагают лучшие работы, выполненные на высоком уровне, отметить дипломами лауреатов, публиковать в сборниках, буклетах и т.п., представлять на выставках, рекомендовать к участию в иных соответствующих конкурсах.

Правила оформления, подачи на фестиваль, документального сопровождения и программа событий фестиваля опубликованы на сайте отдела образования Омской епархии.

В рамках проекта состоятся интерактивныесеминары-экскурсии для педагогов, а также семинары-консультации по номинациям Фестиваля.

Также вниманию участников вебинара была представлена важная информация о других предстоящих событиях в сфере духовно-нравственного воспитания на основе православных традиций, с которой можно познакомиться на сайтах Центра «Исток», дворца культуры и семейного творчества «Светоч», Православного образовательного сайта омской митрополии.

Е.М. Колодина

на главную страницу