Значение православной литературы в воспитании духовно-нравственной личности

16 июня 2019 года

Услышав доклад учителя русского языка и литературы БОУ г. Омска «СОШ № 104» Ольги Владимировны Кораблёвой на Кирилло-Мефодиевских чтениях о значении православной литературы в воспитании духовно-нравственной личности, у меня не осталось сомнений, что православная книга – это средство оздоровления общества на фоне духовного обнищания современного мира с его ложными сиюминутными ценностями и бездуховными гедонистическими (удовольствие является смыслом жизни) жизненными ориентирами и предпосылками.

А говоря проще, православная книга – верный ценностный ориентир по жизни.

Слушая выступление Митрополита Омского и Таврического Владимира о желательности введения в школах понятия о старославянском, церковнославянском языках, Ольга Владимировна нашла возможность говорить на уроках в ознакомительной форме об основах церковнославянского языка, о звательном падеже, о контрактурах (лат. contractura — стягивание) — сокращённое написание слова с помощью начальной и конечной букв, о титло… (Над контрактурами ставится надстрочный знак сокращения — титло). Это вызвало живой интерес у ребят: оживило работу, например, с фразеологизмами, поэтическими текстами 18 века. Посещая в дальнейшем храмы, дети после таких уроков начинают «читать» иконы, узнавать лики Святых, в них зарождается интерес к жизнеописанию Святых.

Наблюдая за тем, сколько, скажем, на площадке Кирилло-Мефодиевских чтений присутствует педагогов, я, прежде всего, смотрю на их одухотворённые лица. Они внимательно слушают, и конспектируют в блокнотах. Вращаясь в рабочем круге своего рабочего места, педагоги не могут получить или обменятся должным опытом. Поэтому нужно сказать большое спасибо тем специалистам Омской епархии, которые занимаются организацией подобных мероприятий. Это Светлана Петровна Баранцева, Тамара Викторовна Похитайло, Колодина Елена Михайловна, Селионова Юлия Александровна и другие. С ними рядом всегда в помощь педагоги воскресных школ, а также заинтересованные в будущем своих детей неравнодушные родители.

Слова Митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя издательского совета Русской Православной Церкви, Ольга Владимировна передаёт дословно: "Говоря с детьми, дошколятами или школьниками, стоит им чаще напоминать о том, что  «Книга – великий дар человеку от Бога. Она служит не только для передачи исторической информации, но служит дверью в будущее: от того, какими будут книги, зависит и то, какими будут идеалы у молодёжи, а значит – зависит наше будущее». Где как не на площадке Кирилло-Мефодиевских чтений нужно говорить о том, как сформировать духовно-нравственные ценности у личности в системе школьного образования. Здесь присутствуют педагоги из разных школ города и области.

Своё выступление Ольга Владимировна начинает словами академика Д.С.Лихачёва:

– «Литература даёт вам колоссальный, обширнейший и глубокий опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей – одним словом, делает вас мудрым».

А как понимает необходимость православной литературы в школе сама педагог Ольга Владимировна Кораблёва?

– Православная литература настраивает человека на духовное, на спасение души и показывает пути духовного совершенствования, – рассказывает учитель. – Что мы понимаем под термином «православная литература»? В первую очередь, он обозначает конфессиональную принадлежность определённого литературного течения, указывает на его источник, на соотнесённость его духовного содержания с ценностями православия, его веро- и нравоучением. Этим отличается литература православная от литературы о православии и литературы православных писателей и мыслителей.

Какие виды православной литературы бывают?

–Во-первых, это богослужебная литература, она предназначена для совершения служб. Второй вид – литература святоотеческая, которая включает в себя творения святых отцов, их письма. Художественное направление сегодня имеет большую долю в православной литературе.  Затем мы можем говорить об агиографии – жития святых, сюда же можно классифицировать огромный пласт литературы о нравственности: различные поучения, прологи, всё, что издревле составляло атрибутику православного человека, а также детская православная литература.

Проанализировав программу по литературе для школы, Ольга Владимировна увидела, что православная литература почти исключена из программы:

– Так в 5-6 классе идёт знакомство с древнерусской литературой, развитие представлений о русских летописях, отражение народных идеалов в летописях. Это произведения «Подвиг отрока киевлянина…», «Сказание о Белогорском киселе», я же предлагаю детям познакомиться и со святочными рассказами: Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке», А. И. Куприна «Чудесный доктор», Г-Х. Андерсена «Девочка со спичками».

7 класс – более детальное изучение «Повести временных лет»: «Поучения Владимира Мономаха», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Данные произведения помогают понять нравственные заветы Древней Руси, соотнести их с современными этическими нормами.

8 класс – Житие как жанр древнерусской литературы. Знакомство с жизнью святых (Александр Невский, Сергий Радонежский). Основная задача – показать, что Святые – это не вымысел и не фантазия, а реально жившие люди, показать ученикам образ их жизни, наполненный принципами нравственности.

9 класс – «Слово о полку Игореве». Основное направление при изучении – это историческая основа повести, богатство жанров, образы русских князей, идеальный образ русской женщины, «Золотое слово Святослава» – идея объединения русских земель.

10-11 класс – это темы, образы религиозной литературы в произведениях русских и зарубежных писателей.

С чего же нужно начинать православное чтение человеку вообще? 

– Необходимо читать Евангелие, можно посоветовать читать книги современных православных пастырей, о том, как они открыли для себя Бога, – говорит Ольга Владимировна. – К ним можно отнести митрополита Антония Сурожского, архимандрита Тихона (Шевкунова). Но прежде всего, нужно обратить внимание на Священное Писание, многие знают о нём, но мало кто занимается его чтением, а ведь это — основа христианства. Например, «Толкование Евангелие» Бориса Гладкова, одобренное Иоанном Кронштадским. Для детей – Журнал «Божий лучик», для взрослых журнал «Душа», «Омские Епархиальные ведомости».

Что в вашем личном педагогическом опыте в родной школе удалось уже использовать из православной литературы на практике для воспитания духовно-нравственной составляющей в своих учениках?

Знаю, что вот так вот, после прочтения статьи в Омских епархиальных ведомостях об иерее Воскресенского военного собора отце Анатолии (Анатолии Васильевиче Добровольском) «От службы к служению…» автора Тамары Путинцевой, ученики школы № 104 захотели лично познакомиться с этим батюшкой, поздравить с днём вывода войск из Афганистана, с днём защитника Отечества, рассказать о движении Юнармии, в котором принимают сами участие, задать вопросы, стать ближе к основам  православия.

Чтение детских журналов подтолкнуло учеников моей школы принять участие и в литературном конкурсе «Милосердное лето», организованным Донским ставропигиальным монастырем, а также появилась ежегодная традиция участия педагогов в Этических, Ефремовских чтениях, участие школы  в проекте «Святыни и святые земли Омской».

Перед входом в зал для мероприятий Омской Духовной семинарии всегда выставка книг православной литературы. Журналов, сборников, изданных по итогам работы различных площадок, организованных Омской епархией и Департаментом образования Администрации города Омска. Душеполезную литературу, кстати, могут и посоветовать в самих храмах, стоит обратиться к любому священнослужителю или служащему в церковной лавке.     

Виктор Власов

на главную страницу