Молитва в помощь

04 июня 2019 года

Как проверить, насколько вы способный ученик или полноценный работник и понять: готовы ли к оценке ваших знаний со стороны? Для этого нужно хотя бы раз попасть на серьёзный экзамен, который пишут по окончанию девятого или одиннадцатого класса.

Надо сказать, что очень многих людей волнует состояние их интеллекта, поскольку пользоваться им приходится постоянно. Даже грузчиков и дворников, простите, предпочитают брать с умом, и ничего скверного я в этих профессиях (или призваниях) не вижу. К ЕГЭ, ОГЭ или другим мероприятиям, связанным с экзаменационной деятельностью готовятся морально и взрослые. На них ответственности не меньше. Я часто наблюдаю, как один и тот же человек может быть по-разному настроенным на работу.

Например, совсем недавно Галина Владимировна Гуменюк, учитель из БОУ г. Омска «СОШ № 100», рассказала мне, что читает перед экзаменом молитву. Чтобы детям было проще сдавать предмет и ей – спокойней работать. Такой уж она человек. Всякую помощь считает своим долгом, пусть эта помощь и не прямая.

– За молитву же не оштрафуют, Виктор Витальевич, – говорит она мне тихо. – Могу незаметно перекрестить.

– Незаметно только, Галина Владимировна, – предупреждаю, шутя. – Сам иногда молюсь или прошу знакомого батюшку об этом.

Называю, оказывается, наших общих знакомых: православных священников, специалистов Омской епархии, волонтёров и т.д. Как здорово, что мы сегодня здесь вместе - в одной аудитории. Галина Владимировна - помощница благочинного по образованию в Казанском благочинии и соборе, который часто называют - «на Труда». Она помогает протоиерею Михаилу Вивчару.

Она замечательный открытый человек. К работе подходит с ответственностью. Забегая вперёд, скажу: она неторопливо раскрывает экзаменационный конверт, объясняет детям необходимую информацию. Читает инструкцию, направляет одновременно и меня. Сегодня она – ответственный организатор в аудитории.

Волнение накатывает не сразу. Дети пишут сложный тест. В «СОШ № 99 с УИОП» дети из разных школ. Тут ученики из школ № 108, 107, 83 – в последней я работал долгое время.

– О-о, Виктор Витальевич… – радостно произносят девятиклассники, бывшие мои ученики. Как будто я знаю обществознание и запросто смогу помочь на экзамене.

– Это ж не английский язык, милые, – объясняю. – Здесь я не профи…

Перед началом экзамена так легко всем: учителям и ученикам. Словно это не дата сдачи экзамена и нет на дверях указателей «штаб ППЭ» и «члены ГЭК», а это праздничная встреча детей и педагогов из разных школ. Мы оживлены. Когда я вижу знакомых детей из других школ, я улыбаюсь. А они улыбаются в ответ, ожидая ободрения.  

– Нельзя обниматься с учениками, Виктор Витальевич! – предупреждает София Бариевна Акбирова – на время сдачи экзаменов она технический специалист. А так же – психолог в нашей школе «№ 99 с УИОП» и отвечает за состояние цифровой техники.

– Они сами меня обнимают, София Бариевна, честное слово! – качаю головой.

– Морально я с вами! – поддерживаю я ребят.

А волнение начинается, когда дети подходят к двери экзаменационного кабинета. Мы с Галиной Владимировной проверяем данные паспорта и рассаживаем их по специальной отметке на парте.

Девятый класс походит на призывников, юных и поэтому неотёсанных толком. Ребята слегка шумят, ощущая ответственность слабо. Стреляют огненными взглядами в соседей на партах и в нас, педагогов, переживающих ничуть не меньше.

Заполнение бумаг, проверка общей работы уполномоченных ГЭК. Но сдача ОГЭ проходит легче, чем сдача ЕГЭ. Нет камер слежения в аудитории, документации меньше в разы, что называется. Напряжение не столь сильно. Дети шелестят пакетиками с шоколадом или орехами, попивают минеральную или обыкновенную воду. Выходят в туалет.

Говорят, что «двоечники - троечники» на экзаменах списывают регулярно. У них современные технологии: микрофон в ухе, не распознающийся металлоискателем, крутые камеры в пуговицах, мобильный телефон из оргстекла, какие - то космические системы в карманах, микрочипы в мозгу и т.д. Но мы с Галиной Владимировной не обнаруживаем ничего подозрительного. Дети чуть - чуть ёрзают на стульях, переглядываются, вздыхают, затаиваются, кушают, не чавкая, пьют неслышно, поднимают руку и спрашивают. Ребята из девятых и одиннадцатых классов пишут спокойно, я слышу только росчерки чёрной гелевой ручки. Это умные и образованные дети, которые готовятся пройти очередной этап их жизни.

– Ох-ох-ох! – умилительно и очень тихо произносит ответственный организатор – Галина Владимировна, подкладывая ладонь под щёку.

Гуляя накануне экзамена с детьми и женой на Новой Московке, я встречаю директора своей школы № 99 - Валерия Владимировича Чернякова. Он возвращаясь домой, осведомляется, мол, знаю ли я, кто уже написал экзамен и как вообще этот процесс продвигается. Переживает милый начальник, как лучшие герои в рассказах Ивана Бунина и Джека Лондона.

– Помолюсь тоже, товарищ Власов, – обещает директор. – Позвоню… есть у меня знакомый батюшка. Он – очень добрый!

Встречая знакомых детей из разных школ, я спрашиваю, насколько сложный был экзамен: по русскому языку или по английскому. Кто - то отвечает, что экзамен по любимому предмету «английский язык» был не сложный. А кто - то, по-моему, не уверен. Результат станет известен через некоторое время.

Я тоже вот также когда - то писал ЕГЭ по математике, выпускаясь из одиннадцатого класса. Это был первый раз в России, ЕГЭ тогда вводили впервые… Кимы были тогда только двух вариантов. Я получил «4», а вот умный сосед впереди «3», хотя я у него иногда спрашивал. Везение важно на экзамене, но не меньше - ещё и Божий промысел. Но тогда, к сожалению, я мало верил в Бога. 

Виктор Власов

на главную страницу