Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям посредством народной игры

01 июня 2019 года

28 мая 2019 года в БДОУ г. Омска "Центр развития ребенка - детский сад № 345" состоялся мастер-класс  «Приобщение дошкольников к социокультурным ценностям посредством народной игры».

Мастер-класс проходил в рамках постоянно действующего семинара, организуемого отделом религиозного образования и катехизации Омской епархии. А подготовили его заведующий - Токарева Оксана Владимировна, старший воспитатель Дмитриева Елена Васильевна, Тарабанова Мария Сергеевна, Фетисова Светлана Васильевна, Усова Татьяна Губертовна – воспитатели БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 345» и дети младшей группы. Помогли пошить красивые костюмы родители и сотрудники детского сада.

Наблюдать за малышами – всегда удовольствие! А когда маленькие дети знают столько стихов, песенок, игр, считалок, закличек – это восхищает! Восхищает и умение педагогов всему этому научить.

Важной частью национальной культуры являются игры. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует нравственную сферу ребенка, учит соблюдать правила, договариваться, помогать товарищам.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Тот факт, что из глубины веков в современный мир высоких технологий дошли детские игры, говорит об их ценности для детей. Игры, придуманные много лет назад, актуальны по сей день и по-прежнему интересны детям.

Воспитать ребёнка без игры невозможно. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: это игры с игрушками, игры с движениями, игры–состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно–это их естественная потребность, способ познания окружающего мира.

Потребность ребёнка в движении была отмечена очень давно. Движение – это жизнь. Подвижные игры способствуют развитию физических качеств и умственных способностей ребёнка. Подвижные игры–одна из разновидностей игр с правилами и практически, единственная возможность ненасильственно выработать навыки произвольного поведения, а также интенсифицировать двигательную активность. Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываютсяпсихофизическиекачества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.

Русские народные игры ценны в педагогическом отношении. Они способствуют развитию логического мышления, коммуникативных качеств. В своих правилах игры ставят перед детьми задачи требующие размышления, хитрости, смекалки, умения договариваться. А всевозможные заклички, считалочки способствуют развитию речи. Подвижная игра имеет большое влияние на воспитание характера, воли, развивает нравственные чувства, взаимопомощь.

Игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и справедливыми.

В подвижных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Радость движения сочетается в народных играх с духовным обогащением детей. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества.

Во время рефлексии, проведенной Светланой Баранцевой – заведующей сектором по работе с дошкольными образовательными организациями Омской епархии,  все воспитатели, присутствующие на мастер-классе,  отмечали, что русские народныеподвижные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят своё главное назначение– доставят детям удовольствие и радость, разовьют их эмоциональную сферу, без которой невозможно хорошо развивать интеллект.

Фоторепортаж https://vk.com/album-95496989_263693639

Светлана Баранцева, заведующий сектором по работе

с дошкольными образовательными организациями

 Омской епархии

на главную страницу