Клубный час в детском саду

18 апреля 2019 года

12 апреля 2019 года на базе БДОУ г.Омска "Детский сад №379 комбинированного вида" состоялся мастер-класс "Клубный час как эффективная технология социализации детей старшего дошкольного возраста", организованный в рамках постоянно действующего семинара отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии.

Детский сад является базовой площадкой епархии и ежегодно педагогический коллектив делится опытом работы по внедрению православного компонента в программу дошкольной организации.    Клубный час проводится в детском саду не в первый раз, в этом месяце он был посвящен патриотическому воспитанию через ознакомление с космосом.

Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии  не раз обращала внимание на обязательность привлечения родителей к работе детского сада, ведь они по новому Закону об образовании являются участниками образовательного процесса.

Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективная социализация, т.е. приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующими в обществе, – одно из главных условий жизни ребенка в обществе и личной готовности ребенка к школе.

В работе мастер-класса приняли участие воспитанники старших и подготовительных к школе групп. Клубный час проходит в детском саду один раз в месяц, и дети с удовольствием его посещают. Педагогическая технология заключается в том, что дети самостоятельно в течение одного часа перемещаются по всему зданию детского сада, соблюдая определенные правила поведения, и по звонку колокольчика возвращаются в группу. Ребенок, выходя из группы, заранее знает, чем и в каких местах можно будет заняться. Но необходимо соблюдать определенные правила, которые обсуждаются с детьми перед началом клубного часа. По традиции работает пять клубов, но посетить можно только два. Для того детям заранее рассказывается, какие клубы будут работать, чтобы дети могли самоопределиться и выбрать, куда они пойдут. Этот клубный час был тематическим и посвящен Дню космонавтики. Воспитанникам было предложено поразмышлять о подвиге Юрия Гагарина, о тех качествах, которые помогли ему совершить его, и которыми, наверно, должен обладать каждый человек, ведьвыполняя хорошо свою работу, не важно какую, но нужную людям, свой гражданский долг, человек совершает подвиг, забывая про себя, ради Родины, в этом и любовь.  Перед тем, как дети отправились по детскому саду, им напомнили о пяти клубах, которые для них сегодня работали: спортивный клуб в спортивном зале, где их ждала тренировочная подготовка будущего космонавта, мини-лаборатория  на втором этаже в группе «Пчелки», где дети экспериментировали с воздухом и не только, обсерватория на первом этаже в группе «Смешарики», где они наблюдали за планетами, звездами и созвездиями в затемненной обстановке, и даже смогли изобразить созвездия  в видоизмененной игре «Небо волнуется раз», изостудия на втором этаже в группе «Капельки», где воспитанники рисовали космическую картину необычным способом – зубной пастой, конструкторское бюро, где они создали из бумаги объемную ракету. После посещения двух клубов дошкольники вернулись в группы, где обсудили прошедший клубный час на рефлексивном круге. Что нового и интересного они сегодня узнали? Над чем хотели поразмышлять, посещая клубы, - над качествами, необходимыми космонавту, какой он должен быть, чтобы такой подвиг совершить. Только любящий свою страну, преданный своей Родине человек, готовый жертвовать жизнью ради нее, может совершить настоящий подвиг.

Подвиг связан с готовностью жертвовать собой, своей жизнью во имя благополучия своей Родины. Юрий Алексеевич Гагарин был очень мужественный, раз решился на такой отважный шаг, ведь он понимал, каким опасным и трудным будет его полет, что он может не вернуться назад на Землю. Полет человека в космос было прорывом, 12 апреля – день триумфа науки и всех академиков, инженеров, специалистов и ученых, кто трудился в космической отрасли страны. Гагарин прославил свою Родину, он очень старался выполнить свою работу хорошо, до конца. А какие качества для этого еще нужны, кроме смелости, веры в себя и свою страну, любви к Родине? И здесь дети размышляли. Удалось ли осуществить задуманное? (побывать, где решили, и правила при этом соблюдать) Где каждому удалось побывать? А хотите ли еще туда пойти? Почему? Изначально туда планировали идти или не могли осуществить задуманное? Почему не получилось довести решение до конца? Считали фишки, проверяли, у всех ли на месте. Удалось ли соблюдать правила, если нет, почему? Признаться себе, а тем более другим, уметь держать ответ за свои поступки, пусть и не всегда хорошие, украшает человека, делает его сильней. Честность и ответственность те качества, которые необходимы не только космонавту, но и любому человеку, такого человека уважают. Лгать, обманывать, изворачиваться значит совершать плохие поступки. Дети были честны в своих ответах и признавались в нарушениях правил, хотя таких было мало, что радует.

С каждым клубным часом нарушений все меньше и меньше. Воспитанники сами с достоинством  говорят, что сегодня смогли с собой совладать. Таким образом, у дошкольников развиваются такие важнейшие личностные качества, как самостоятельность, инициативность и ответственность, необходимые для успешной адаптации и обучения в школе и для жизни в современном обществе.

Наталья Ананьева,

 старший воспитатель детского сада №379 

на главную страницу