Приобщение к истокам русского народного творчества

10 апреля 2019 года

09  апреля 2019 года в БДОУ г. Омска «Детский сад № 127» в соответствии с планом отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии  прошла творческая мастерская «Приобщение к истокам русского народного творчества. Роспись филимоновской игрушки».

С приветственным словом выступила заведующая детским садом Светлана Владимировна Синицына. Затем старший воспитатель Оксана Михайловна Уразаева рассказала об опыте детского сада по народному творчеству. Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности  игрушек,  предназначенных для  игры ребенка.  Поэтому, мастера-игрушечники  вкладывают  в  образ  игрушки  всю  свою  фантазию, выдумку и изобретательность.

Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании гармоничного  человека.  Народная  игрушка  самобытна,  интересна.  История народной  игрушки  начинается  в  глубокой  древности.  Она  связана  с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из  самых  древнейших  форм  творчества,  на  протяжении  веков  она изменялась  вместе  со  всей  народной  культурой,  впитывая  в  себя  ее национальные особенности и своеобразие.

Глиняные игрушки имеют давнюю историю. Первые известные игрушки относятся ко II веку до н. э. Сохранились, в основном, игрушки 10-15 вв., найденные при раскопках городов Киева, Рязани, Москвы, Коломны и др. Серьёзное изучение русской игрушки началось в конце 19 – начале 20 веков.

В давние времена их использовали как фигурки, связанные с обрядами календарных сельскохозяйственных праздников, сопровождающихся свистом, отсюда и свистульки. Любимыми в народе были образы коня, оленя, медведя, птицы, всадника, барана, козла.

Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этотпромысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.

Большинство изделий, созданные филимоновскими мастерицами, являются«свистульками». Изображают как животных, так и людей. Сюжеты традиционны – барыни и крестьянки, бравые солдаты в форме, влюбленные деревенские пары, барышни в длинных сарафанах и пареньки в лаптях, наездники на лошадях. Животные тоже исконно русские – медведи, петухи и курочки, бараны и овцы, коровы, лошади, лисы и волки.

Дети детского сада, в костюмах филимоновской игрушки, спели зажигательную песню, создав настроение. Воспитатель детского сада, большая мастерица Любовь Витальевна Сушко рассказала о технологии создания филимоновской игрушки:

1. Вначале лепилась предварительная форма фигурки. Намечали, где будет голова, туловище и ноги. Если человек – то изображали стоя, животных – сидя или стоя на четырех лапах. Далее выравнивали форму, убирали излишки.

2. Потом следовал обжиг, где в процессе мастер поправлял фигурку, разглаживал, добавлял детали. Обожжённая глина из темного цвета приобретала бело-розовый, что позволяло в дальнейшем наносить различные краски без грунтовки.

3. После приступали к росписи. Народные мастерицы использовали гусиные или куриные перья, это позволяло создать тонкие и ровные линии. А краска с перьев отлично ложилась на глину.

Палитра для росписи была довольно скудная – чаще всего использовали три цвета: желтый, красный и  синий. Изредка брализеленый.

Проводили роспись в строгом порядке – вначале желтым цветом рисовали пятна, потом обводили их красным (делали узоры) и добавляли зеленый. Рисовать узоры мастерицы начинали всегда из центра, плавно переходя к краям. Узоры были просты и незатейливы: «елочка», цветные полоски, геометрические фигуры, звездочки. В основном преобладал растительный орнамент – листочки, солнышко, веточки, ягодки, цветочки.

Краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.

Не смотря на скудную цветовую гамму, все филимоновские изделия были яркими, праздничными. Детям и взрослым нравились красочные фигурки, способные издавать громкий свист.

Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии подвела итоги мероприятия.

Педагоги-воспитатели из детских садов, пришедшие научиться мастерству, выбрали себе игрушку и раскрасили ее. У каждого получилась своя, необыкновенная игрушка, которую унесли с собой, в детские сады воспитатели, чтобы показать и научить детей и родителей тому, чему научились, работая в мастерской.

Фоторепортаж https://vk.com/album-95496989_262389703

Оксана Уразаева,

старший воспитатель детского сада № 127

на главную страницу

https://vk.com/album-95496989_262389703?act=edit
https://vk.com/album-95496989_262389703?act=edit