Пробудить интерес школьников к народной культуре

18 февраля 2019 года

Зная мой интерес к народным традициям и культуре, классный руководитель восьмого класса «А» омской школы № 99 Анна Павловна Мильденбергер в феврале 2019 года пригласила меня на секцию научной конференции «Поиск». На ней пробуждают интерес учащихся к русской культуре и народным традициям Руси. Знакомят с историей создания народной игрушки, формируют знания в области теории и практики изготовления народной тряпичной куклы, обучают практическим навыкам работы с материалами.

Одним словом – прививают любовь к простому и одновременно оригинальному делу.

Я  часто бываю на мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол и другой народной игрушки по приглашению специалиста Омской епархии Светланы Петровны Баранцевой. В детских садах, в школах, в центрах дошкольного развития. С удовольствием слушаю педагогов, конспектирую и беру интервью –для СМИ или для родного школьного сайта школы № 99.

– Русская кукла считается одним из самых интересных символов России, – рассказывает за кафедрой ученица седьмого класса «В» Елизавета Костюрина. – Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут русской жизни. С незапамятных времён мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя культурные традиции и обычаи Руси.

Лиза Костюрина – девушка творческая и старательная. К делу подходит основательно, со знанием. Малопонятное выяснит, неизвестное узнает, выспросит.

– Куклы на Руси ведут историю с древних времён. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. Кукла не рождается сама: её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной русской куклы.

В аудитории тихо, все слушают увлечённого делом человека. Справедливо оценивает труд докладчиков председатель жюри - Ирина Анатольевна Верчинская, соглашается с ее мнением и учитель истории - Валентина Владимировна Чемина. Радуется научной работе руководитель Лизы Костюриной – Александра Владимировна Столярова, учитель технологии.

Наверное и ребятам, и педагогам именно на подобных мероприятиях внутри школы легче понять и расположиться духом к интересному делу, называемому «изготовление тряпичной куклы».

– А вот вам мои подарки! – улыбается Анна Павловна, дарит нам свои маленькие и замечательные тряпичные куколки-зайчики. Они одеваются на пальцы. Играть с ними весело, они очень милые и поднимают настроение.

Замечательно, что можно посмотреть с детьми книги по истории народной тряпичной куклы. Почитать отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах. Поговорить с родителями детей, что они знают о народной игрушке и сравнить куклы из пластмассы и ткани. Что и предлагает сделать Елизавета Костюрина, презентуя свой проект.

Как потрясающе открывать в детях невиданные раньше таланты и навыки. Для учителя дети – прежде всего ученики, которых нужно обучить определённым вещам. Но если учитель обнаруживает в ученике талант или навык к работе, отличающейся от основной сферы его деятельности, то начинает и воспринимать ребенка по-другому.  Вызывают большое уважение те, кто причастен к твоему духовному или физическому развитию. Учёные, писатели, инженеры, тренеры, учителя. Но особенно радуют способные дети, открывающие - «раздвигающие» границы познания.

Виктор Власов

на главную страницу