Без Бога не образуешь человека

25 октября 2018 года

Испокон веков образование шло в ногу с Православием, с верой человека в Бога. Люди ни на минуту не забывали, что молитва и учебный процесс едины как душа и тело. Недаром первые образовательные учреждения открывались при храмах и учителя имели священный сан. Что изменилось в наше время в школе, в эпоху перемен и информационных технологий? Каким образом ощущается в ней присутствие Бога, как Он помогает в учебном процессе, и что делается в образовательных учреждениях во благо этой благодатной связи?

Беседую с Виктором Витальевичем Власовым – учителем английского языка из БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов», журналистом и дважды победителем конкурса «Учитель, пред именем твоим».

Елена Горбунова (корреспондент газеты «Благовещение»):

– Виктор, насколько приход к вере помогает Вам повышать уровень своего образования?

Виктор Власов (учитель, автор статей об учителях в местной и российской периодике):

– Значение обучения велико и лично для меня. Ведь, когда меня отправляют на курсы повышения квалификации – я узнаю много нового и полезного. Недаром столько выражений православных старцев посвящено именно учебному процессу, как одному из главнейших в жизни. Далеко и ходить не нужно: Митрополит Омский и Таврический Владимир имеет учёные степени, его помощник о. Димитрий – также имеет учёные степени. Наши батюшки – очень интересные и грамотные собеседники. К многим я захожу не только взять интервью, но просто за советом. Пишу им и звоню. Непременно у нас есть на кого равняться. Одно дело, что ярые пусть и очень умные атеисты могут не знать этих людей лично. Слышать о них – наверняка слышали, но значения не придают, а зря. Православие нам помогает образовываться, помогает тянуться к совершенству. В виде совести помогает понять, что мы не одни в этом мире, и я говорю не об инопланетянах.

Елена Горбунова:

– Что и кто именно помогает школе не забывать о православных традициях?

Виктор Власов:

– Помогают руководители учреждения, учителя, значимые события. Например, детский сад при БОУ г. Омска «СОШ № 99 с углубленным изучением отдельных предметов» является базовой площадкой Омской епархии, это важно и означает, что в детском саду проходят очень интересные мастер-классы, которые организует и оценивает заведующая сектором по работе с дошкольными образовательными учреждениями Омской епархии Светлана Петровна Баранцева.

Но, пожалуй, начнём с директора школы Валерия Владимировича Чернякова, у которого в кабинете лежит книга Митрополита Омского и Таврического Владимира, полученная в дар на одном из совместных мероприятий с Омской епархией. Надо сказать, что в коридоре школы на стене есть и икона Божией Матери. Как её оправдывает начальник учреждения? Это вопрос был не мой. Спросил батюшка Вячеслав из храма в честь Иконы Божией Матери «Скоропослушница», что неподалёку от школы. Объясню, как вижу. Валерий Владимирович поддерживая порядок в школе, поощряет деятельность молодёжного казачьего объединения Елены Викторовны Шаршиной «Дружина Ермака» – с ней сотрудничает Елена Михайловна Чешегорова, руководитель православного военно-патриотического фольклорного клуба «Богатырская застава».

Благодаря Валерию Владимировичу в нашей школе уделяется внимание воспитанию детей в самых разных направлениях. Поощряется деятельность руководителя технического кружка авиамоделирования Антона Николаевича Лопаева. Ему выделяются средства для производства моделей самолётов. Хотя это затратное и дорогое хобби. По этой причине, во многих школах директора не заинтересованы в обеспечении подобных кружков – этой деятельности попросту нет. Дополнительное образование очень значимо. Помните, насколько важно было развить у ребёнка технические навыки в СССР? А сейчас требуются в основном танцы, на них спрос. Откуда взяться квалифицированным специалистам в технических областях? Их нужно растить со школьной скамьи – в кружках хотя бы. Но в школе № 99 есть и танцевальный кружок, пожалуйста. Открывается бассейн, директор готов поддерживать и его. Хорошо, что помогают заместители: Екатерина Александровна Полякова и Ирина Анатольевна Верчинская.

Благие вещи чаще приходят через начальника - мужчину, а их в школах мало, почти нет. Как сказал мне отец Артемий Ахметшин, настоятель домового храма Славянской школы имени Кирилла и Мефодия: «Успех коллектива зависит от благосклонности и деятельности начальника, поэтому главе следует помогать максимально, Бог даст, всё окупится».

Елена Горбунова:

– Способствует ли вера созданию в школе благоприятнойатмосферы?

Виктор Власов:

– В огромной школе и коллектив большой. Одни подбадривают вторых или наоборот – обсуждают за спинами нелицеприятно, но, с Божией помощью, изживается и это. Я сам был свидетелем того, что стоило кому-то сказать, мол, побойтесь Бога, так сразу любое вредное обсуждение прекращалось. Знаете, педагоги – народ мудрый конечно, но нередко попускающий обсуждение за спинами, однако стоит упомянуть Бога, совесть просыпается мгновенно. Я заметил, что в кругу учителей постарше никто никого не обсуждает. Всё-таки умудрённые специалисты больше расположены к делу, нежели к пустой болтовне. Не помню, чтобы в кругу учителей старшего поколения кто-то позволил лишнее. Когда находишься рядом с Людмилой Анатольевной Сергеевой, с Татьяной Валентиновной Шеховцовой или с Александром Александровичем Дудкиным и сам становишься немного мудрее. В некоторых педагогах угадывается некая принадлежность к вере, а Юлия Вячеславовна Яшина, учитель английского языка, к примеру, посещает воскресную школу при храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Елена Горбунова:

– Каково отношение к вере современных детей, вспоминают ли они о Боге?

Виктор Власов:

– Вспоминают, естественно. Особенно когда балуются! Шучу, конечно! У меня было такое на днях, что дети собственно и вразумили баловников. Как? На уроке сдвоенного класса балаган бывает ещё тот. Но стоило мне подумать о том, чтобы Бог мне помог, и я был бы очень благодарен и в храм бы пришёл ещё раз, так, глядя на меня, ученица седьмого класса обернулась к большинству и чуть слышно сказала: «Господи, сколько можно уже!..». И представляете, оба класса затихают, продолжая выполнять данное мной задание. Осматривая детей удивлённо, не случилось ли чего, может, применили какое-нибудь психологическое оружие, и мы сейчас упадём бездыханно?!

Иной раз действительно стоит приходить на работу в школу – заглянуть в глаза детям, которые за вас радеют, и возможно, сами не осознавая того, молятся внутренне. Они ждут вашего урока, чтобы узнать необходимое им, посмотреть на вас и послушать. Они любят вас искренне – это видно по их глазам. Вам тяжело – они смотрят на вас сочувственно, разделяют ваше смятение. Не верите: спросите любого педагога об этом. Глядишь на детей, с каким рвением порой ребята интересуются заданным и просят рассказать побольше, углубиться в тему. Сразу видно, когда им нравится ваш голос, манера преподавания, ваш взгляд наконец – это ни с чем не спутаешь. В школе можно увидеть Промысел Божией, наблюдая за детьми, чистыми и еще не совсем испорченными разными помыслами.

Елена Горбунова:

– Заметно ли благотворное влияние воцерковления при выстраивании отношений между родителями и педагогами?

Виктор Власов:

– Любая проблема с ребёнком в школе решается коллективно – это не зависит от одного человека: педагога, родителя или представителя администрации, например. Одни родители по обыкновению реагируют так, а другие – этак. Моё личное наблюдение такое: родители, которых я вижу в ближайшем храме на улице Архиепископа Сильвестра на Московке 2 – более мягкие и добродушные, нежели могут показаться другие. Эти родители из числа прихожан знают вас. Проблемы стараются решать спокойно. Но всё зависит от ситуации, работать, в общем, нужно. Стараться не подводить ни себя, ни родителей, ни коллег!

корреспондент газеты «Благовещение» Елена Горбунова

на главную страницу