Воспитание духовности посредством приобщения к народной культуре

15 мая 2018 года

«Сотворчество детей и взрослых как условие освоения культурных ценностей» - это тема очередной творческой мастерской проведенной 14 мая в БДОУ г. Омска "Детский сад № 165" в рамках постоянно действующего семинара, организуемого ОРОИК Омской епархии.

Есть такая профессия – воспитывать  и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все от­крыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Постоянно действующий семинар помогает тем, кто хочет развиваться, тем, кто не хочет стоять на месте и все время ищет новые пути совершенствования своей деятельности.

К таким относятся и педагоги-воспитатели 165-го детского сада, которые уже второй раз за месяц делятся своим опытом работы. В апреле на базе детского сада состоялся мастер-класс, где коллектив воспитателей, родителей и детей детского сада показал, как вводится понятие «послушание» в систему работы детского сада. А на сей раз  организовали работу творческой мастерской и очень интересно, за одно занятие научили воспитателей, пришедших поучаствовать в работе мастерской, двум оригинальным техникам - технике декупажа на ткани, на дереве и технике энкаустика – рисование  восковыми мелками с помощью утюга. И если с декупажем многие были знакомы, то энкаустика для большинства оказалась незнакомой, новой и крайне интересной техникой.  Ведь самые ранние молельные иконы, дошедшие до наших дней, изготовлялись в технике энкаустики.

Энкаустика - это техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. ... Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок.

Техника, которую использовали еще в Древнем Риме, Египте и Греции. Только тогда люди брали за основу крашенный воск и деревянные отполированные дощечки. Сегодня все намного проще. В качестве холста используется обычный глянцевый картон, а вместо крашенного воска отлично подойдут восковые карандаши, которые без труда можно приобрести в магазине канцелярских товаров.

Прежде чем начать работать, старший воспитатель Ирина Владимировна Смирнова толково и со знанием дела рассказала о том, зачем нужно приобщать детей к народной культуре, как воспитатели детского сада формируют нравственность и духовность в детях и как педагоги-воспитатели оказывают педагогическую поддержку родителям, создавая систему воспитательной работы.

Необходимо помочь детям открывать для себя писателей, поэтов; научиться понимать и чувствовать слово и развивать свой вкус, заниматься творчеством через изучение народной культуры, традиционных корней – так  считают в детском саду. 

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

В настоящее время идёт интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; предъявляются качественно новые  требования к дошкольнику  как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего,  в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению  Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Осипова Любовь Александровна, Сорокина Татьяна Викторовна, воспитатели 165 детского сада, Юр Марина Георгиевна, музыкальный руководитель начали обучение присутствующих, помогая, консультируя воспитателей.

Очень переживала за свой коллектив и заведующая  Ольга Алексеевна Щетник – человек творческий и неравнодушный, сумевшая организовать работу творческого коллектива. В этом году воспитатель детского сада Татьяна Викторовна Сорокина стала победителем конкурса «Солнечный круг» (воспитатель года) на муниципальном этапе и заняла 2 место на региональном.

В детском саду всё делают вместе с родителями детей. Об этом и делились опытом педагоги-воспитатели детского сада. А еще показали, как изготовив изделие  своими руками, можно потом веселиться всей семьей. Сделав декупаж на платке, можно танцевать с платочком, или поставить целый спектакль, а изготовив картину в технике энкаустика, сделать семейную картинную галерею.

Познакомили и с музыкально-ритмической деятельностью и с тем, как из платка можно сделать куклу-марионетку, которой можно и нужно управлять вместе, всей семьей.
Участники единодушно отметили полезность и необходимость проведения таких творческих мастерских и обязательно попробуют сделать такие же занятия в своих детских садах. Много добрых слов было высказано и в адрес коллектива детского сада и в адрес организаторов – сотрудников отдела религиозного образования и катехизации, которые  организуют постоянно действующий семинар при поддержке департамента образования Администрации города Омска и Министерства образования Омской области.

Следующая творческая мастерская для педагогов-воспитателей пройдет 21 мая в БОУ ДО «Центр развития творчества «Дом пионеров» по теме «Изготовление народной игрушки с детьми и их родителями».

https://vk.com/album-95496989_254100686- фоторепортаж

Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными учреждениями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии

На главную страницу