Уварова И.Ю. «Развитие речи школьников на занятиях церковнославянского языка»

27 февраля 2018 года

Уварова Ирина Юрьевна, преподаватель церковнославянского языка МОУ Центр «Истоки», МОУ Центр «Олимпия», завуч церковной школы «Клирос» Казанского кафедрального собора г. Волгограда

«Развитие речи школьников на занятиях церковнославянского языка (из опыта работы по авторской программе “Красота славянской письменности”)»

Доклад на секции «Церковнославянский язык и современные тенденции отечественной педагогики» XXVI Международных рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» 25 января 2018 г., Пресс-центр Храма Христа Спасителя, г. Москва

 

Как материал словесности, наш  славяно-русский язык имеет
неоспоримое превосходство перед Всеми европейскими языками…

А.С.Пушкин

Влечёт меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи…

А. Ахматова

 

Приоритетным направлением современного образования является духовно-нравственное воспитание детей и подростков. Процесс духовно-нравственного воспитания связан с восхождением участников воспитательного процесса к высшим ценностям, которые хранятся в вере и в родном языке, а для русского человека – в православной вере и церковнославянском языке, который во все времена был и остаётся неотъемлемой частью национальной культуры России, письменной культурой Православия, духовной основой, «ризой» современного русского литературного языка. Вслед за академиком Д.С. Лихачёвым мы видим в церковнославянском языке «постоянный источник для понимания русского языка. Сохранения его словарного запаса. Церковнославянский язык имеет значение не только для понимания русской духовной культуры, но и большое образовательное и воспитательное значение».

О необходимости изучения церковнославянского языка в разное время говорили многие деятели отечественной педагогики, науки и культуры. Из них вспомним М.В. Ломоносова, А.С. Пушкина, А.С. Шишкова, С.А. Рачинского, С.П. Лопушанскую, В.К. Журавлёва, Н.П. Саблину, В.И. Супруна, Т.Л. Миронову и др.

К.Д. Ушинский определяет две главные цели обучения родному языку: 1) развить в детях ту врождённую способность человеческой души, которую называют даром Слова; 2) ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка.

В процессе освоения родного языка ребёнок усваивает жизненный опыт народа, «языковую картину» мира. И чем длительнее языковая традиция, чем богаче и возвышеннее словарный запас, тем богаче национальная культура, тем яснее проявляется национальное самосознание.

Очень важно с самого раннего детства научить ребёнка полюбить родное слово, вслушиваться в мелодику слова, задумываться над духовными смыслами слова, учить быть ответственным за сказанное слово, дабы не совершить грехи языка: сквернословие, пустословие, многословие, ложь, клевета, осуждение, злоречие, ябедничество.

В работах современных лингвистов (М.Р. Львов, В.Ю. Троицкий, В.К. Журавлёв, Т.Л. Миронова, И.В. Бугаёва) отмечается, что духовная жизнь человека материализуется не только в его социальной и производственной деятельности, но и в речевых поступках, его языковом поведении, то есть в текстах, им порождаемых. Поэтому формирование и развитие языковой культуры школьников, понимание ими литературных и церковнославянских текстов, глубинное осмысление слова  – один из наиболее эффективных путей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Понимание языка с точки зрения герменевтики предполагает не механическое заучивание орфографических или грамматических правил русского или церковнославянского языков. В его основе лежат механизмы смыслопорождения, что позволяет ребенку благодаря «вживанию», «вчувствованию», «проникновению» в текст, в слово включить ценности национальной культуры и абсолютные ценности в свою индивидуальную систему ценностей.

В процессе освоения родного языка через его вековую историю ребёнок усваивает жизненный и духовный опыт народа, «языковую картину» мира. И чем длительнее языковая традиция, чем богаче и возвышеннее словарный запас, тем богаче национальная культура, тем яснее проявляется национальное самосознание.

Освоение церковнославянского словаря, как считает Т.Л. Миронова, «расширяет границы человеческого Богопознания, обогащает его душу чистотой, красотой звука, возвышенностью и незамутнённостью словесных смыслов, в русском языке, к сожалению, изрядно вылинявших, поблёкших, потерявших своё исконное, первоначальное значение». Поэтому лексическая работа, на наш взгляд, является наиболее продуктивной формой работы по развитию речи детей младшего школьного возраста на занятиях церковнославянского языка. Именно в этот период у ребёнка формируются языковое чутьё, языковая культура,закладываются духовно-нравственные основы его лексикона. Дети в этом возрасте ещё чисты и непосредственны, и восприятие мира у них происходит на глубинном, естественном уровне, славянское слово воспринимается ими как своё, родное.

Анализ имеющихся на сегодняшний день программно-методических материалов по церковнославянскому языку, а также практического опыта педагогов говорит о том, что чаще всего изучение церковнославянского языка сводится к усвоению фонетических, орфографических и грамматических правил. При этом забывается, что лексика церковнославянского языка является неисчерпаемым кладезем для развития речи ребёнка, обогащения его духовного мира, введения в мир православных ценностей.

Накопленный передовой научно-методический опыт (Н.П. Саблиной, Т.Л. Мироновой, Е.В. Макаровой и др.) и наш собственный опыт преподавания славянского языка в светских и духовных школах г. Волгограда позволил нам разработать авторскую программу для детей 7-11 лет «Красота славянской письменности», рекомендованную Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Программа направлена на взращивание души ребёнка на основе истории родного языка, православных традиций, через внимательное, чуткое и бережное отношение к слову, языку, книге, через дар Слова. Первый вариант программы был опубликован в сборнике «Церковнославянский язык».- М., 2007 г.

В основе изучения церковнославянского языка мы используем принцип Лествицы: от буквы к слову, от слова к предложению (евангельскому изречению), от предложения к тексту (тексту молитвы, заповеди, притчи и т.п.). Знакомство с буквой и новым словом идёт от внешнего восприятия к внутреннему осмыслению, от начертания к этимологии, от звукового оформления к постижению, проживанию духовного смысла слова.

На занятиях церковнославянского языка (в МОУ СШ №95 и МОУ лицее №8 «Олимпия» г.Волгограда) особое внимание уделяем лексике церковнославянского языка, работе со словом, потому что именно в значении слова заложены основы высокой духовности и нравственности, правила и образцы благочестия. Дети научаются вслушиваться в красоту, благоухание и величие славянского Слова и постигать глубокий, сокрытый в них духовный смысл, например: благолепие, целомудрие, упование, благовест, обетование, велеречие, нелюбостяжание и др.

Мы предлагаем следующие наиболее эффективные формы работы по развитию речи, которые способствуют формированию положительной мотивации обучающихся к изучению церковнославянского языка, развивают их творческую активность:

  • выяснение этимологии названий славянских букв, духовного смысла имени буквы, в том числе и на основе символики древнего образа буквицы (например: Что есть «Глаголь»?, «Добро»?, «Покой»?, «Слово»?, «Живете»?, «Земля»? и др.);
  • презентация собственного варианта образа орнаментальной славянской буквицы (устное словесное рисование);
  • составление нравственных поучений, азбучных истин на основе имяслова славянской азбуки (игра «Азбучный складень»);
  • словарная работа (работа со словом, библейским изречением, притчей, заповедью, их духовное осмысление);
  • презентация собственного образа целого слова, например: образ слова «Ангелъ», «Рождество», «Пасха», «Благовещение», «Грамота», «Лампада» «Лествица» и др.(устное словесное рисование);
  • сочинение сказок-притч на нравственные темы: «Божественная Справедливость», «Милосердие», «Добро и Зло», «Доброе Слово», «Труд и терпение» и др.
  • осмысление своего имени в обычной и церковной формах, составление родословного древа в канонических (церковных) и гражданских формах имени;
  • рассказ о святом, именем которого ты назван;
  • конструирование лексико-семантических полей на темы, описывающие мир Св. Писания («Жизнь и быт человека», «Добро и зло», «Символика чисел», «Мир живой природы», «Род человеческий и семья» и др.);
  • создание учебных проектов, мини-исследований по церковнославянскому языку (например, «Святые Кирилл и Мефодий – апостолы славян», «Тайнопись кириллицы», «Благодатные смыслы церковнославянских слов» и др.), защита их на конкурсах различного уровня.

В программе большое внимание уделено духовности слова, взаимосвязи духовного и нравственного состояния человека и произносимых им слов, духовному осмыслению имяслова азбуки. С первого класса дети на занятиях знакомятся с азбучной истиной, азбучной триадой «Рцы-Слово-Твердо», которая нас учит: «Говори слово честное, правдивое, мудрое, высокое, чистое, светлое!». Ребёнок должен осознать, что Слово – это великий дар Божий. Главное понятие, вложенное в Слово – это именование Второго Лица Пресвятой Троицы. Иисус Христос – Сын Божий – Бог Слово. Следовательно, как должен быть осторожен человек в каждом произнесённом слове, чтобы не оскорбить и не осквернить имя Божие. Митрополит Филарет Московский писал: «Слово может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать – и может быть измягчено, как елей, – и тогда оно будет врачевать». Смысл произносимых нами слов либо приближает нас к Богу и тем самым возвышает нас, делает милосердными, внимательными по отношению к ближнему своему, либо отдаляет от Него после сказанного грубого, скверного, злого слова. Вот почему так важно следить за своими словами, соотносить их с Добром, Истиной, Красотой и Любовью.

В самих названиях славянских букв «живете», «зело», «земля», «люди», «наш», «он», «покой», «слово» заложены высокодуховные ценностные смыслы: Любовь к Богу, к родной земле, к ближнему своему, к родному языку, Добро, Милосердие, Красота, Истина, Мир, Жизнь.

Например, когда мы знакомимся со славянской буквой «Земля», дети рассматривают образ, рисунок древней буквицы «Земля», выясняем разные смыслы в имяслове буквы. Что есть Земля? 1) творение, создание Божие; 2) суша; почва, 3) родная земля,  родной дом, Большая и Малая Родина.

      Ребята любят описывать нашу землю: какая моя Родина, родная земля?(Красивая, цветущая, плодородная, богатая, многострадальная, любимая, большая, щедрая и др.).

— Ребята, а как мы должны относиться к родной земле, которую для нас сохранили, освободили от врага наши деды и прадеды? Как нам жить на родной земле? Что я могу сделать для родной земли? (Оберегать, любить, защищать, охранять, освобождать, заботиться, молиться о ней, трудиться на ней, служить ей, приносить пользу).

Буквы «Живете-Зело-Земля» помогают составить азбучную истину: «Живите прекрасно, достойно, праведно, люди, на Земле!»

О любви к Родине сложено русским народом немало пословиц, вспоминаем о них:

 -С родной земли, умри – не сходи;

— Родная земля — мать, сумей за неё постоять;

— Родная земля — мать, а чужая-мачеха;

— Своя земля и в горсти мила;

— Нет в мире краше Родины нашей.

Дети рисуют свой образ орнаментальной, узорной, нарядной буквицы «Земля» и делают презентацию своей работы через устное словесное рисование. Смысл старинных наименований букв славянской азбуки воспитывает в детях бережное отношение к языку и его истории как достоянию и наследию русского народа.

На каждом занятии дети соприкасаются со словом, открывают для себя тайну многих слов на воспитательно-ценном материале притч, заповедей, библейских афоризмов, стихотворений, народных пословиц, собственных примеров из жизни и через этимологию слова. Например, что означают слова «совесть», «спасибо», «милосердие», «упование», «нелюбостяжание», «многоглаголание», «исповедь» и др.?

Вот как можно провести работу по развитию речи на примере церковнославянского слова Покровъ перед чтением церковного текста тропаря праздника Покрова Божией Матери:

1) Мы с детьми выясняем значение слова через подбор однокоренных слов (кров, крыша, кровля, покрытие, покрывало, покровитель, покровительство), значит, приходим к выводу, что Покровъ – это и плат, покрывало, и небесная защита, покровительство Божией Матери. Она нас покрывает Небесным Своим Покровом, значит, для всего мира является Небесной Покровительницей.

2) Далее подбираем глаголы – синонимы к слову «покрывает» (защищает, заступается, помогает, охраняет, спасает) и образуем новые имена Божие Матери (Небесная Защитница, Заступница, Помощница). Дети расширяют свой православный словарь, именующий Пресвятую Богородицу.

3) Чем же нас покрывает Пресвятая Богородица? (Покровом, любовью, заботой, миром, щедростью, милостью, чистотой и др.). Через эти православные слова дети учатся добродетелям у Божией Матери. (Подбираем синонимы-добродетели, которые формируют и совершенствуют личность ребёнка).

4) Подберем теперь прилагательные-эпитеты к слову Покров (небесный, щедрый, чистый, честный (ударение на втором слоге), материнский, милосердный, святойи др.).

5) Далее дети могут описать икону Покрова Божией Матери, сравнить разные иконы Покрова, сочинить небольшие стихотворные строчки, нарисовать рисунок, написать церковный текст церковным уставом (в зависимости от года обучения).

Мы наблюдаем с детьми над словами, проникая в глубину славянского корнеслова: «совесть». Осознание слова подсказывает, что совесть – это такое состояние, когда человек сознаёт, соведает (соединившись с Богом), что он совершает, как поступает. И приходит осознание своего греха, покаяние.

Работаем над словом «спасибо». Делаем вывод, что это слово-молитва, состоящее из двух слов-корней: Спас – «избавитель от бед», Бо – «Бог». Итак, в ответ на доброе дело мы платим сторицей: добрым словом, поддержанным, благословенным сверху.

Или, слово «благодарю». Благо – ср.: «благодать», «благоволение», «благонравие», «благодушие», «благодарение». Из сопоставления приходим к осмыслению, что благо – это «добро, добродеяние, совестливость, чистота, любовь, милость, добродетель». Значит, благодарю – это: когда приношу, дарю людям добро, любовь, милость, доброе дело. Иными словами, признаю твоё добро и отвечаю за добро по совести, любовью, расположением, чистотой помыслов.

Таким образом, изучение лексики церковнославянского языка имеет неоценимое воспитательное и образовательное значение в духовном становлении и совершенствовании личности ребёнка. Материал языка, в частности, имена славянских букв, церковнославянские слова, библейские изречения, правила благочестия, заповеди, притчи, евангельские события (православные праздники), их анализ с точки зрения выявления благодатных, душеполезных смыслов имеют наибольшее значение в обогащении духовного мира детей, в активизации их православного словаря.

На память приходят слова свт. Иоанна Златоуста, которые можно взять как путеводные в изучении церковнославянского языка: «Даже хотя бы ты не разумел силы слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их и язык освящается этими словами, когда они произносятся с усердием».

  

Литература 

 

  1. Горячева И.А. Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической классики. – М., 2010.
  2. Журавлёв В.К. Церковнославянский язык в современной русской национальной школе / Русский язык и русский характер. – М., 2002.
  3. Лихачев Д.С. Русский язык в богослужении и в богословской мысли // Богослужебный язык Русской Церкви: История. Попытки реформации. – М.: Издание Сретенского монастыря, 1999.
  4. Миронова Т.Л. Ускоренное обучение церковнославянскому языку. – М.: ПСТБИ, 2003.
  5. Церковнославянский язык в современной языковой культуре и школьном образовании: Программа курсов повышения квалификации / Бугаева И.В., Обернихина Г.А. – М.: АПКиПРО, 2004. С. 3.
  6. Церковнославянский язык: Преломление традиций в современной культуре: Материалы Международных Рождественских образовательных чтений / Сост. И.В. Бугаёва, С.М. Шестакова. – М.: «КРУГЪ», 2006.
  7. Церковнославянский язык и путь Богопознания. – Волгоград: Комитет по печати, 1996.

По материалам сайта mroc.pravobraz.ru

На главную страницу

  1.