Организация антропопрактики во внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию

20 февраля 2018 года

Гусакова Виктория Олеговна, преподаватель ФГКОУ «Санкт-Петербургского Суворовского военного училища МО РФ», методист Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

«Организация антропопрактики во внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на основе традиций православной культуры».

Доклад на секции «Православная педагогика в контексте христианско-антропологической модели образования» XXVI Международных рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», 23 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва

Одной из проблем современного образования, актуализирующей необходимость организации антропопрактики, является утрата учащимися верных представлений об образе человека.

Если мы зададим вопрос школьнику: «на кого ты хочешь быть похожим?», то вряд ли услышим ответ, указывающим на святой образ, изображенный на иконе. Хорошо, есть ли в ответе прозвучат: «мама», «папа» или кто-то из родственников. Чаще приходится слышать имя персонажа современной поп-культуры или фразу: «на самого себя». Последний вариант, как правило, не подразумевает ясное представление своего идеального образа.

Современные подростки, увлеченные деструктивными изображениями виртуального мира, наделенными искаженными антропоморфными чертами, нуждаются в одухотворенных образах, наполненных внутренней красотой, преображающей их внешность. Такие образы присутствуют на иконах или картинах избранных художников (А.А. Иванов, В.М. Васнецов), а также в житиях святых и текстах некоторых литературных произведений (А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский).

В числе отзывов школьников 5–7 классов, принявших участие в занятиях, посвященных новомученикам Санкт-петербургской епархии, преобладали высказывания: «мы хотим, чтобы нас окружали такие же люди», «побольше бы таких людей сейчас», «нам не хватает таких людей».

Идея организации «встречи» школьников с лучшими людьми прошлого в форме педагогических со-бытий, подразумевающих переживание и проживание судьбы своих великих предшественников, легла в основу программы внеурочной деятельности по основам духовно-нравственной культуры народов России.

Важными условиями в ее проектирования стали:

‒ приоритет личностного результата, который достигается в процессе антропопрактики;

‒ объединяющие компоненты культуры народов России, которыми являются не внешние традиционные формы (костюм или обряд), а внутренние – единые и постоянные, составляющие содержание внешних форм и являющиеся духовными скрепами – ценности.

– целевой вектор занятий – создание педагогических условий для осмысления (принятия смыслов предыдущих поколений), осмысливания (наделения своими смыслами) и переосмысливания (выстраивания иерархии личностных и общественно значимых смыслов) учащимися духовно-нравственных ценностей, хранимых в культурных традициях народов России, для последующего самостроительства личности и проектирования жизненного пути;

– использование города, в частности культурного мегаполиса Санкт-Петербурга, как ценностного пространства, в котором преображение и становление личности происходит в процессе сохранения и возделывания этого пространства.

Главным условием проектирования и реализации программы стала организация антропопрактики.

Она предусматривает использование следующих подходов:

–культурологического и аксиологического в единой взаимосвязи обнаруживаемых и присваиваемых ценностей;

– феноменологического, позволяющего извлекать их ценностей жизненно необходимые смыслы и выстраивать на их основе круг художественных образов – дидактических единиц;

– онтологического, рассматривающего совершенствование личности как способ бытия;

– антропологического, интегрирующего все предыдущие и подходы для становления личности в целокупности трех начал: телесного, душевного и духовного.

Программа рассчитана на четыре года. Она выстроена по линейно-концентрической системе обучения в соответствии с возрастными особенностями учащихся и содержанием основных образовательных программ.

Антропопрактика в реализации программы может осуществляться в несколько этапов:

1) Непосредственное переживание учащимися событий своего историко-культурного прошлого через знакомство с произведениями искусства и литературы (в музее, театре, филармонии, библиотеке); актуализация ими личных эмоциональных и нравственных переживаний; расширение ассоциативного круга.

Наиболее востребованной на первом этапе может быть технология образовательного путешествия.

2) Рефлексивная оценка как пережитого на первом этапе культурно-исторического наследия, так и своего отношения к нему.

Здесь целесообразно применять педагогические мастерские.

3) Созидание, творчество, просоциальная деятельность, направленная на утверждение, сохранение и популяризацию среди сверстников и младших товарищей культурных ценностей.

Организация антропопрактики предусматривает широкий спектр групповых (экскурсии, игры, конкурсы, викторины, проекты и др.) и индивидуальных (исследования, проектная деятельность и др.) форм, технологий (педагогические мастерские, образовательные путешествия, квесты; технологии коллективного способа обучения (КСО), развития критического мышления (ТРКМ), логико-смыслового моделирования) и методов, разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты.

Настоящая программа состоит из пяти разделов.

Первый раздел предусматривает осмысление учащимися роли человека в истории и культуре как значимого звена в судьбе народа и Отечества с последующей проекцией полученных смыслов на свой жизненный путь.

Она включает соответственно с 5 по 8 класс следующие темы:

‒ «Что в имени тебе моем?»

‒ Почитай отца твоего и мать твою». Семейные ценности.

‒ Служения различны, а Господь один.

‒ Державное служение.

Второй раздел посвящен изучению истории проповеди Священного Писания и Предания, а также заветов, и наставлений предков как духовной основы для формирования православной культуры.

‒ В начале было Слово.

‒ Домостроители многоразличной благодати Божьей.

‒ Глас Божий на Руси.

‒ Поучение в примере.

Третий раздел подразумевает обращение к историко-культурным предпосылкам и особенностям развития народов России.

‒ Истоки Святой Руси и наследие Византии.

‒ «Якоже Горний Иерусалим».

‒ Удел Пресвятой Богородицы.

‒ «Третий Рим».

Четвертый раздел посвящен культурным и духовно-нравственным традициям, на основе которых формировался национальный идеал героя, праведника, подвижника и т.д.

‒ Образ рая на земле.

‒ Дивен Бог во святых Его.

‒ «Не стоит село без праведника».

‒ «Райская лествица» или лестница успеха.

В 7-м и 8-м классах рекомендуется уделить больше внимания исследовательской и проектной деятельности, направленной на самоактуализацию личностных ценностей через осмысление историко-культурного наследия.

Пятый раздел включает региональный компонент. Он предполагает организацию социально-культурных практик в форме квестов в пространстве Санкт-Петербурга, направленных на изучение историко-культурного и духовного наследия нашего города.

‒ Град Святого апостола Петра.

‒ Город трех серафимов.

‒ Духовный и военный щит России.

‒ Петербург – Петроград – Ленинград. Уроки трех столетий.

Заключительное занятие предполагает проведение мини-конференции, на которой учащиеся подводят итоги своей деятельности по предмету.

В качестве ожидаемого и приоритетного личностного результата можно обозначить формирование у учащихся:

‒ желания обогащать свою ценностно-смысловую сферу;

‒ ответственности за сохранение и приумножение культурного достояния Санкт-Петербурга и России;

‒ почитания родителей, уважения учителей и наставников;

‒ миролюбия, сострадания, терпимости, доброжелательности, милосердия, трудолюбия, честности, аккуратности в выполнении ежедневных будничных обязанностей и поручений, дисциплинированности;

‒ умения преодолевать негативные качества характера (вспыльчивость, лень, жадность, хвастливость, многословие, зависть и др.), усердия в труде и учебе;

‒ стремления ежедневно делать добрые дела и совершать хорошие поступки не ради награды или похвалы, быть примером младшим членам семьи и товарищам;

‒ навыка самоанализа.

По материалам сайта mroc.pravobraz.ru

На главную страницу