В Омске состоялось пленарное заседание VII Омских областных Рождественских образовательных чтений

13 января 2018 года

11 января 2018 года по благословению митрополита Омского и Таврического Владимира в Омской духовной семинарии состоялось пленарное заседание VII Омских областных Рождественских образовательных чтений на тему: «Нравственные ценности и будущее человечества».

Целью Чтений стало способствование развитию церковно-общественного взаимодействия, конструктивному диалогу педагогов, обмену опытом и утверждению нравственных ценностей в жизни подрастающего поколения. Поэтому на заседании присутствовали представители Правительства Омской области и Администрации города, руководство Министерства образования Омской области и Омского городского Совета, ректоры ведущих вузов города.

Открыл заседание глава Омской митрополии митрополит Омский и Таврический Владимир. Его Высокопреосвященство поздравил всех присутствующих с Рождеством Христовым и Новым 2018 годом и выступил с докладом на тему: «Ценности любви и созидания».

Традиционно ежегодные январские чтения проходят в дни светлого праздника Рождества Христова, поэтому митрополит Владимир сразу же призвал задуматься над словами тропаря: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума…, что на современном русском языке означает: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания… Светом какого знания озарило мир Рождество Христово?

– Если попытаться ответить на этот вопрос одним словом, то слово это будет – Любовь, - говорит Владыка. – Мы помним, что Господь на вопрос одного законоучителя о том, какая Заповедь есть самая главная в Законе Божием, отвечал: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф.22,36-39). Любовь к Господу и любовь к ближнему фактически уравниваются: без первой нет второй. «Кто любит Господа, тот, конечно, любит и ближнего», – писал святитель Василий Великий. Ведь что означает любовь к ближнему, как не любовь к творению Божию, к тому, кто, как и ты, создан по Его образу и подобию (Быт.1,27)? […]

Бог есть Источник любви. Мы видим, как в современных обезбоженных обществах враждуют родители и дети, разрушаются семьи, предается поруганию супружеская верность, самое понятие «любовь», – повторюсь, – низводится до похоти. Без веры и верности Господу Вселюбящему лучшие порывы человеческого сердца пропадают во мраке, в нечистоте, в смерти. Истинно любящий должен знать Бога и помнить Его. Любовь – это чувство верующих и чистых сердец: только из такого источника рождаются милосердие, доброта, нежность, сострадание, готовность и жизнь отдать за любимых людей. Любовь есть чувство, через которое человек только и может познать Бога, Который Сам есть Любовь. Ибо, как свидетельствует апостол Иоанн Богослов: кто не любит, тот не познал Бога (1Ин.4,8). А святитель Василий Великий добавляет: «Имеющий любовь имеет в себе Бога».

Для этого священного чувства человек должен, прежде всего, очистить себя – освободиться от греховных дел и помыслов: гневливости, тщеславия, властолюбия и прочих пороков. Такое самоочищение возможно только пред Богом и с помощью Божией.

Таким образом, православный путь, путь истинной любви основывается на совершенствовании собственной души.

Сама тема Чтений говорит о том, что нравственная составляющая, лежащая в основе человеческого бытия, невозможна без религии, так как только вера дает человеку прочную нравственную основу и представление об абсолютных нравственных ценностях.

Об этом в своих выступлениях говорили и Татьяна Дернова – министр образования и науки Омской области, и Алексей Якуб – ректор ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского», и Сергей Мельник – проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)».

- Можно научить ребенка читать, писать, считать, но самое главное для его дальнейшей жизни это то, какой он станет личностью, - говорит министр образования и науки Омской области Татьяна Дернова. – Безусловно, без нравственности, о которой мы сегодня так много говорим, мы точно не движемся ни в развитии промышленности, ни в развитии культуры, вообще ни в чем! Потому что только нравственный человек поступает правильно, и с точки зрения профессиональной деятельности, и личной, и семейной.  

С приветственными словами также выступили Елена Шипилова, заместитель мэра г. Омска и Владимир Корбут – председатель Омского городского Совета.

В ходе работы Чтений состоялось знаменательное событие – заключение и подписание договоров о сотрудничестве Омской духовной семинарии с Омским государственным университетом имени Ф.М. Достоевского и Сибирским государственным автомобильно-дорожным университетом (СибАДИ).

Говоря о вкладе Церкви в развитие просвещения, нельзя забывать, что само понятие «духовно-нравственное воспитание» возникло в христианской традиции и основывается на Заповедях Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему. Таким образом, оба начала – духовное, соединяющее человека с Богом, и нравственное, соединяющее с ближним – в этом понятии неразрывно связаны.

Об этом в своем докладе «Взаимодействие Омской епархии и государственных органов управления Омской области в сфере духовно-нравственного воспитания» говорил протоиерей Димитрий Олихов – председатель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии:

- Именно любовь к Богу и ближнему лежит в основе воспитания любви к своему Отечеству, уважения к культуре и духовным традициям своего народа, способности осознавать ценность человеческой жизни и соизмерять свои поступки с нравственными ценностями – личностных характеристик, формированию которых современная школа придает большое значение. Если мы с этим согласны, тогда необходимо признать, что одним из важнейших показателей деятельности школы и, тем более, школы, занимающейся духовно-нравственным воспитанием, является не количество медалистов и победителей олимпиад, уровень или качество сдачи ЕГЭ, а уровень и качество отношений между всеми участниками образовательного процесса – администрацией, учащими, учащимися и их родителями. Или, проще говоря, любовь, без которой, по слову Апостола, все превращается в ничто (1 Кор. 13, 2).

Также отец Димитрий рассказал о многогранном и положительном опыте учителей Омской области по духовно-нравственному воспитанию, ежегодно участвующих во Всероссийском конкурсе «За нравственный подвиг учителя», конкурсе «Православная культура на Омской земле» и занимающих призовые места, что является серьезным показателем их деятельности. Также поднимался вопрос и о предмете «Основы религиозной культуры», помогающему нравственному воспитанию детей в лучших традициях нашего государства.

Также интерес вызвали выступления Светланы Баранцевой – заместителя председателя Омского регионального отделения «Российский комитет защиты мира», заведующего сектором по работе с дошкольными образовательными организациями отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии – на тему: «Создание образовательного пространства в условиях трансформации современного общества»; Анны Коржаковой – председателя некоммерческой добровольческой организации «Мы рядом», директора областного общественно-культурного центра «Территория равных возможностей» – на тему: «Волонтерские проекты как способ формирования ценностных ориентаций молодежи»; Наталии Воробьевой – проректора по научной работе Омской духовной семинарии – с докладом «Сохранность фонда редкой книги Омской духовной семинарии: исследование, каталогизация, консервация».

В завершение встречи участников Чтений порадовало выступление таких коллективов, как образцовая студия современной хореографии «Амплуа», вокальный ансамбль «Созвучие», образцовый фольклорный ансамбль «Жемчужинка».

Алена Борзова

По материалам сайта omsk-eparhiya.ru

На главную страницу