Виктор Власов о Семнадцатых городских этических чтениях

12 декабря 2017 года

О мероприятиях подобного класса я рассказываю в социальной сети обычно сразу, как возвращаюсь домой, но здесь – обдумываю некоторое время. Случается, получишь некий положительный информационный заряд и пребываешь в благостной задумчивости. А когда настроишься и включаешь ноутбук, то строчки вырываются сами и скопом – столько хочется сказать, передав чувства и содержание! Это я про Семнадцатые Городские Этические Чтения, объединённые темой «Нравственность и духовность в развитии общества».

Темы в программе «Этических чтений» самые разные: «Понятие морали в разные исторические периоды», «Что спрошу у батюшки…», «Роль учителя в судьбе человека» и другие. Знаете, сколько надо потратить времени, чтобы написать обо всех докладах, сделав интервью с каждым выступившим? Иногда мне хочется раздвоиться, чтобы везде успеть, но не получится.

Вот-вот начнутся «Этические чтения» и возьмут вступительное слово декан социально-гуманитарного факультета ОмГУ им Ф.М. Достоевского Павел Леонидович Зайцев, специалист Омской епархии Светлана Петровна Баранцева. Роман Борисович Шульга, заместитель декана социально-гуманитарного факультета ОмГУ им Ф.М. Достоевского, знакомит меня с двумя студентками 4 курса направления теологии – Ириной Приймак и Елизаветой Клементьевой, выступившими на секции «Вопросы этической культуры в творчестве молодёжи» с темой «В предчувствии чего-то неземного или божественная природа стихов». В пример приводят богословские труды протоиерея Олега Давыденкова, затем творчество иеромонаха Романа (Матюшина), протоиерея Олега Скобли и певца «MCНастоятеля». Чтобы разбираться и анализировать чьё-либо творчество, они и сами много читают. Ещё Ирина Приймак пишет стихи.

Руслан Фаритович Уразалеев, учитель истории и обществознания из МБОУ «Троицкая СОШ», выступающий на мероприятии, зовёт уже отчитавшего доклад своего ученика – Егора Новосёлова.

– Мне понравился формат выступлений, –делится со мной впечатлением Егор. – Участник может выступить практически с любой темой, а затем ответить по ней на вопросы и провести дискуссию, это действительно интересно. Сами ребята тоже были очень приятные, разносторонние и уже имеющие устоявшиеся взгляды на жизнь. Эксперты задавали вопросы по теме, резюмировали. Я потом обнаружил, что для моего рассказа было мало времени. Учиться приходится на ходу! К примеру, мне пришлось вырезать из текста 2 крупных абзаца для того, чтобы уложиться в рамки времени, а некоторым участникам не хватало времени отвечать на вопросы. Ещё получилось так, что организаторы определили меня с моим докладом об этнографических отношениях в секцию «Что думают мои одноклассники» и сравнивали с темами других участников, посвящённых семье, профессии, цели в жизни, межнациональным отношениям и др.. Подводя итог, хочу сказать, что был на чтениях первый раз, меня удивил и порадовал факт того, что в нашем городе проводится такое поистине замечательное мероприятие. Приятно было говорить и обсуждать насущные проблемы с умными людьми. Я считаю, что «Этические чтения» это отличная площадка, чтобы поделиться информацией и проявить себя. Тема моего доклада была «Этнокультурные контакты татар Среднего Прииртышья с русским населением Сибири и их отображение».

Через время общаюсь в аудитории с заместителем директора БОУ г. Омска «СОШ № 39 с УИОП» – Людмилой Васильевной Чикиревой. Она руководитель секции «Формирование патриотических и гражданских качеств личности обучающихся». Участвует в работе чтений уже семнадцатый раз. Это значит, что она работает с основания чтений.

– Насколько «Этические чтения» оригинальны? – спрашиваю. Мнение завуча мне интересно!

– Не надо говорить про оригинальность, работа здесь – это другой подход в принципе. Когда ставятся вопросы нравственности и духовности, разве нужно оригинальничать? Во ФГОСе прописана неурочная деятельность, она ведётся в пяти направлениях. Одно из них – духовно-нравственное. Жизнь этого требует. Если не педагоги будут заниматься детьми и их воспитанием, развитием, то кто? А педагог, приходя на Чтения, берёт крупинку опыта своего соратника по данному вопросу.

Я здорово удивляюсь, видя в жюри ученика девятого класса Лицея «БИТ» Александра Кузнецова. Хотя нет, удивляюсь мало, потому что парень плодотворно занимается общественной деятельностью, он – помощник депутата. На днях Александр стал победителем четвертого конкурса волонтеров «Хрустальное сердце Омска». Награду ему вручил ему председатель ОРО ООО «Российский комитет защиты мира» Виктор Иванович Ерёменко.

Светлана Петровна Баранцева – автор проекта «Этические чтения» уверена, что из него выйдет толк. Я верю в это. И действительно: я узнаю, что именно он первый начинает борьбу с хитрой рекламой сайтов по распространению наркотиков, вроде бы небрежно написанной на домах и дачных изгородях.

– Мероприятие прошло отлично, –отвечает мне Александр. – Послушал пару проектов и узнал новое для себя, например, что такое Яблочный и Медовый спас. В нашей секции загорелась пылкая дискуссия, и потом мы продолжили уже вне стен аудитории. Было здорово! Здесь собрались заинтересованные в развитии самих себя и нашей Родины ребята, которые станут отличными людьми с гражданской позицией в будущем, если уже ими не стали. На следующий год постараюсь прийти с собственным проектом!

Слушая выступления педагогов и детей, я понимаю, как потрясающе правильно, что они взаимодействуют между собой. Они взаимно дополняют друг друга, обмениваясь информацией прямо или косвенно. Результат работы учителя – это, прежде всего, труд его подопечного. Что полезного сделал ребёнок и чему его научили – зависит от обеих сторон.

Светлана Петровна часто комментирует вступления детей и педагогов. Честно говоря, мне нравится слушать этого человека. Всегда по делу, по сути. Готова Светлана Петровна и выслушать, но мнение у неё всегда своё. По натуре она психолог тонкий, а по призванию – педагог. Дополняя или выправляя содержание одного доклада или другого, она даёт понять, что развиваться нужно постепенно и лучше – безостановочно. Вот задерживается Роман Борисович Шульга, чтобы обсудить с ней насущные вопросы. Его интересует дальнейшее сотрудничество и приносимая студентам и обществу польза.

– Судя по тому, что «Этические чтения» проводятся в семнадцатый раз, польза от низ грандиозная! – произносит он довольно. Я прощаюсь с ним, пожимая большую и крепкую руку.

Воспитательные задачи ставятся и решаются сегодня на площадке в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского – в постоянно обновляемом коллективе педагогов из разных мест родного города и области. Рядом с ними я надеюсь на лучшее, потому что вижу плоды их совместной работы. Разговаривая ли с ними по телефону или непосредственно находясь на расстоянии вытянутой руки, думаю о том, сколько мной о них ещё не сказано, не написано!..

Виктор Власов

По материалам сайта pravoslavniy-mayak.ru

На главную страницу