Семинар и секция Рождественских чтений в Омском районе

23 октября 2016 года

21 октября в селе Ростовка состоялся семинар по теме «Духовно-нравственное воспитание в контексте национальной безопасности страны» для старших воспитателей Омского муниципального района.  

Встречу провели сотрудники отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии совместно со специалистами Казенного учреждения Омского муниципального района Омской области «Ресурсный центр информатизации и методического обеспечения в сфере образования» Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области. 
На семинаре были рассмотрены основные понятия, нормативные документы, программы и особенности введения православного компонента в работу муниципальных дошкольных организаций. 
Национальная безопасность предполагает защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. А духовно-нравственное воспитание, воспитание патриотических чувств, формирование нравственно-патриотических представлений и ценностных ориентиров раскрывается исследователями как процесс усвоения и принятия ребенком базовых национальных ценностей, поэтому на семинаре особое внимание было уделено традиционным ценностям православия. 
Во время рефлексии по итогам семинара воспитатели высказались о необходимости более частого проведения подобных встреч. Большинство педагогов отметило, что иначе взглянули на процесс воспитания, на вопросы православной культуры и захотели пересмотреть систему своей работы, многое поняли и в вопросах работы с родителями. 
После семинара состоялась секция Рождественских чтений Омского муниципального Омской области. Организовали работу секции заведующая сектором по работе с дошкольными образовательными организациями ОРОиК Омской епархии Светлана Петровна Баранцева, директор Казенного учреждения Омского муниципального района Омской области «Ресурсный центр информатизации и методического обеспечения в сфере образования» Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области Елена Владимировна Пузанова  и методист этого же центра Сатинина Людмила Николаевна.

Воспитатели дошкольных учреждений Омского района поделились опытом работы в области духовно-нравственного воспитания. 
Интересен для участников оказался опыт гражданско-патриотического воспитания через проектную деятельность Блейх Фриды Александровны, воспитателя МБДОУ «Детский сад «Магистральный» Омского района. Она отметила, что гражданско-патриотическое воспитание – это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек. Проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Не секрет, что в современной жизни материальные ценности стоят на первом месте, в отличие от духовных, поэтому у детей искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. И самая большая опасность, которая подстерегает наше общество – это разрушение личности. У большинства современных детей ярко выражено чувство тревожности, эгоизма, злости и враждебности по отношению к окружающим. Это выражается в агрессивном поведении, высказываниях, немотивированных поступках. Дети порой не понимают своего внутреннего состояния, они не знакомы с такими понятиями, как забота, сочувствие, сопереживание, щедрость и взаимовыручка. 
Дошкольный возраст – благодатный период для нравственного развития личности. Знакомясь с нормами и правилами поведения, дошкольники учатся и нравственным основам. Формирование личности ребенка его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной пищей, в которой он так нуждается. 
Фрида Александровна отмечает: «Важно, чтобы соблюдалась историческая преемственность поколений. Необходимо восстановить связь с прошлым, вернуть утраченные ценности, донести до сведения детей, что они являются носителями русской культуры, воспитывать ребят в национальных традициях, патриотами. Знакомя ребят с жизнью людей, живших в прошлом, мы даём им представление о том, как люди работали, отдыхали, как украшали свой быт, как воспитывали детей, к чему стремились, чем дорожили и какие ценности были превыше всего. 
Система нравственно-патриотического воспитания в детском саду «Магистральный» охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как: 

  • создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию; 
  • тематические занятия; 
  • взаимодействие с родителями; 
  • взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, району, в музей, выставочный зал). 

Совместно с родителями отмечаются общественные праздники: День России, День матери, День пожилого человека, День семьи, и т.д. 
Одним из наиболее эффективных и мною любимых методов работы по данному направлению стал метод проектов. Создание проектов различной направленности даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки. 
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, наблюдается значительное продвижение в развитии. 
Такие проекты как «Моя семья», где дети совместно с родителями готовили сообщения о своей семье в виде Генеалогического древа, рисовали портреты, оформляли выставку работ «Ты на свете лучше всех, мама», проект «Дети от венца, а внуки до конца» для бабушек и дедушек ко Дню пожилого человека, «Город, в котором я живу», где дети подготовили разные сообщения о городе Омске о своём поселке, создали  фотоальбом улиц, где живут дети. Проекты о природе России, о её богатствах, о её красоте, о людях – защитниках Отечества – «Россия – Родина моя», «Мой край родной», «Защитники Отечества». Работая над проектами, знакомились с былинами, говорили о богатырях, князьях – воителях (Дмитрий Донской, Александр Невский, Святой Георгий Победоносец – покровитель воинов и хлеборобов). Посмотрели с детьми фильмы-сказки «Илья Муромец», «Руслан и Людмила». Рисовали русских былинных богатырей. Проект «Славится Россия мастерами», где познакомили ребят с народными промыслами. Была подготовлена выставка детского творчества «Это ярмарки краски», а так же проведены фольклорные праздники и другие проекты. 
Таким образом, говоря о воспитании гражданственности и патриотизма, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать хорошее от плохого, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твердо скажем о нем, что он патриот и гражданин своей Родины». 
Затем участники познакомились с опытом работы Чикаловой Олеси Александровны, заведующей МБДОУ «Детский сад «Морозовский». Она представила опыт работы по теме «Событийная основа взаимодействия детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников», поделилась успехами в воспитании детей через хорошо забытые старые формы воспитания, обратив внимание на необходимость и значимость формирования трудолюбия в детях, значение возрождения ремесел. 
С темой «Народные традиции, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» выступила Пилецкая Юлия Сергеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад «Сибирский». Участники чтений слушали ее очень внимательно и заинтересованно. Был представлен богатый опыт работы с детьми, интересные наработки по воспитанию через народные традиции. 
С темой «Формирование основ духовно-нравственной личности в детском саду» выступила Гнитецкая Олеся Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад «Лузинский-3». И это было еще одно интереснейшее выступление, хотя Олеся Владимировна еще начинающий старший воспитатель и работает в этой должности недавно, но уже есть, чем поделиться с коллегами. 
Светлана Петровна Баранцева, подводя итоги, отметила необходимость введения православного компонента, его роль и значимость для выполнения задач, поставленных во всех нормативных документах перед педагогами и воспитателями, указав, что приоритетными в государственной политике станут следующие направления: 

  • создание правовых, организационных, иных условий для увеличения доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, а также на традиционные культурные, нравственные и семейные ценности;
  • передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев, образцов поведения, возрождение традиций семейного воспитания, утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей – основные направления государственной политики и образования. 

Светлана Петровна Баранцева, заведующий сектором по работе с дошкольными образовательными организациями ОРОиК Омской епархии, https://vk.com/album-95496989_23736241967

 

 

 

 

 

На главную страницу