Семинар «Приобщение обучающихся к ценностям православной культуры во внеурочное время»

30 сентября 2016 года

29 сентября в Омской Духовной семинарии  состоялся семинар «Приобщение обучающихся к ценностям православной культуры во внеурочное время».

Мероприятие было организовано специалистами отдела религиозного образования и катехизации Омской и Таврической епархии и отдела культурно-просветительных программ БУК Омской области «ДК и СТ «Светоч».

Цель работы семинара содействие формированию нравственной и эстетической культуры, формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные ценности православной культуры, обмен опытом работы по вопросам духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся во внеурочное время.

В событии приняли участие учителя средних школ, преподаватели среднеспециальных образовательных учреждений, библиотекари Омска и Омской области, всего 50 человек.

Перед началом семинара участникам было предложено знакомство с материалами по истории православия на Омской земле (книги, альбомы, справочники, открытки, издания периодической печати, видеофильмы об омских соборах и храмах, известных деятелях Омска) в рамках выставки литературно-исторической панорамы «Соль земли Омской» (Подробнее о Панораме смотрите по ссылке http://www.sofia-sfo.ru/content/literaturno-istoricheskaya-panorama-sol-...).

Что называют православными духовными ценностями? Ценностью для человека является то, что представляется ему наиболее значимым или то, что он считает для себя благом, а не злом. Ценностные ориентации образуют стержень культуры; лежат в основе взаимодействия общества и личности; признаются центральным компонентом самой личности, высшим регулятором ее поведения. Духовно-нравственные ценности – это мир значений, благодаря которому человек приобщается к чему-либо более высокому, важному и непреходящему, чем его собственное существование. Ценности Православной культуры – это наши национальные ценности, без которых воспитание русского человека будет ущербным. В них никогда не изменяют и не теряют своего значения основные понятия: Любовь, Добро, Долг, Семья, Отечество. Благодаря личностным ценностям человек находит для себя смысл жизни и выбирает что в ней приоритетно. Система личностных ценностей тесно связана с нравственными устоями общества, дающими четкие ориентиры: что полезно, а что вредно для личности и межличностных отношений.

В 2015 году Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, анализ данного документа позволяет констатировать, что стратегическими важнейшими целями развития воспитания являются сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества.

Основным направлением стратегии является обновление воспитательного процесса на основе отечественных традиций. В первую очередь это  формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию; воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности;  расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей. 

Совершенно очевидно, что легче всего этот процесс начать в сфере дополнительного образования и во внеклассной воспитательной работе, ибо они не так жестко регламентированы нормативно-правовыми актами, как учебная деятельность. В связи с этим Отдел религиозного образования и катехизации Омской епархии предложил вниманию педагогов уже накопленный опыт работы в этом направлении.
Протоиерей Димитрий Олихов, первый проректор Омской Духовной семинарии, кандидат исторических наук, кандидат богословия в своем выступлении рассказал о духовно–нравственных ценностях Православной культуры, о том что у Церкви и школы одинаковые цели и задачи по воспитанию достойного гражданина своего Отечества. Батюшка благословил всех на плодотворную работу семинара.
Обзор кино-видеоматериалов духовно-нравственного содержания для проведения внеурочных мероприятий сделал Потапов Александр Константинович,  методист бюджетного учреждения культуры Омской области «Дворец культуры и семейного творчества «Светоч».

Кудряшова Екатерина Игоревна, методист Омского областного музея изобразительных  искусств имени М. А. Врубеля очень подробно рассказала о проектах музея, благодаря которым возможно приобщение обучающихся к ценностям Православной культуры. Это методические семинары для педагогов, интерактивные экскурсии, посещение фондов и реставрационных мастерских музея, игровые занятия, викторины, конкурсы детского творчества, лекции.

Всех участников семинара заинтересовал проект  «Храм в искусстве – искусство в храме». Музей нередко сравнивают с Храмом, где приняты строгие правила поведения, а его внутреннее убранство торжественно и загадочно. Выставка «Храм в искусстве. Искусство в Храме» объединяет произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства. В рамках проекта юные посетители участвуют в интерактивных занятиях для закрепления полученных знаний. Они сами своими руками создают храм Успения Пресвятой Богородицы.

Уникальный опыт работы по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию на примере детско-юношеского сюжетно – ролевого учения «Горлица» был представлен БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №58». Светлана Анатольевна Малютина рассказала об истории возникновения учения, его правилах и методике проведения. Главным результатом для каждого участника учения является опыт пребывания в интерактивной нравственно ориентированной воспитательной среде, практическое формирования таких качеств личности, как взаимопонимание, взаимовыручка, взаимопомощь, жертвенность, терпение, ответственность, послушание и т.д.  Многие участники семинара отметили огромный педагогический потенциал, который имеет «Горлица» и выразили желание внедрить учение в педагогическую практику своих образовательных учреждениях.

Курмаева Ольга Васильевна, преподаватель БОУ ОО СПО «Омский музыкально-педагогический колледж» поделилась опытом работы в сфере духовно-нравственного воспитания.  Ольга Васильевна с 2012 года преподаетв колледже предмет «Основы Духовно-нравственной культуры», на уроках которого происходит приобщение студентов к православной мировоззренческой традиции и православной культуре. Важнейшим направлением работы студентов во внеурочное время является социально значимая деятельность. Ольга Васильевна с ребятами регулярно посещают больницу для детей, оставленных без попечения родителей, где проводят патронажные занятия с воспитанниками, посещают Психо-неврологический интернат (детский дом №4), БУЗОО «Наркологический диспансер» стационарное отделение для обслуживания детского населения Омской области», «Центр психолого-медико-социального сопровождения», Детский (для детей до 5 лет) психо-неврологический интернат,  где они выступают с концертами, беседуют с пациентами и воспитанниками. Ольга Васильевна отмечает, что такая работа преображает души студентов, и она надеется, что  данная программа заинтересует педагогов других учреждений профессионального образования и, с удовольствием, готова поделиться своим опытом.

Петренко Лариса Георгиевна, сотрудник паломнической службы Омской епархии подробно рассказала о таком важном направлении в деле приобщения к ценностям православной культуры, как экскурсионно – паломнические поездки. Паломнические поездки можно сравнить с воскресной школой, только на колёсах. Туда едут люди самого разного возраста, образования, а иногда и взглядов. Всех их объединяет одно желание: прикоснуться к святыне, узнать побольше о нашей вере, о Боге. Лариса Георгиевна представила расписание паломнических поездок, где есть однодневные и многодневные поездки. На один день паломническая служба епархии приглашает в поездку по святым местам Омского Прииртышья,  например, в Свято-Крестовый Ачаирский монастырь, в Большекулачье в мужской монастырь, на экскурсию «Православный Омск», «Православное воинство».  

К собравшимся обратилась С. Б. Загурская, ведущий методист сектора учебно-методического обеспечения отдела общего образования департамента образования Администрации города Омска. Светлана Борисовна отметила ценность тематики семинара, содержательность выступлений, призвала собравшихся принимать активное участие в мероприятиях, проводимых Омской епархией для педагогов.

Семинар закончился посещением храма Омской духовной семинарии во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку. Эти ценности приобретаются умственными усилиями. В процессе обучения и воспитания нравственные знания становятся прочувствованным опытом, формируется полноценная личность. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями.   Христианское представление определяет цели и задачи образования, как помощь ребенку в становлении духовной личности, раскрытии в себе образа и подобия Творца, который является абсолютным нравственным идеалом, а приобщение к ценностям православной культуры есть познание этого образа.

Похитайло Тамара Викторовна, заведующий сектором по работе с общеобразовательными учреждениями ЕОРОиК.

 

 

 

 

 

 

На главную страницу