Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Донской иконы Божией Матери в Донском ставропигиальном монастыре
1 сентября 2012 года, в праздник Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилБожественную литургию в Большом собореДонского ставропигиального монастыря в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник, игумен Парамон! Дорогие отцы, братья и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с большим праздником. Мы вспоминаем сегодня чудеса, которые град Москва, народ наш и все Отечество получили по молитвам наших благочестивых предков пред иконой Божией Матери Донской, что сегодня вместе с нами здесь, в этом храме. И когда вы будете подходить к этому чудотворному образу, то вспоминайте, что перед этой иконой молились князь Дмитрий Донской, Пересвет и Ослябя в преддверии самой страшной для того времени битвы — решающей битвы на Куликовом поле, от которой зависело будущее всей страны.
Позже этот образ, подаренный казаками Дмитрию Донскому, был принесен сюда, во град Москву, и поставлен в походном храме, на том месте, где находится сейчас Донской монастырь, в грозном 1591 году. Для нас это как будто дела давно прошедших лет, но история в Церкви оживает, потому что Церковь хранит историческую память не как сочетание фактов, следствий или причин тех или иных событий, а как явление милости Божией или Божиего гнева. Именно в этом смысл Священной истории.
Мы называем Священной историей историю Ветхого и Нового Завета, но в каком-то смысле Священная история не пресеклась, потому что это есть история вмешательства Бога в дела человеческие, которое имело судьбоносные последствия. И когда не было никакой надежды на спасение, как на Куликовом поле, ибо враг был сильнее; и в 1591 году, когда неприятель подошел к Москве и был сильнее, чем дружина, охранявшая столицу; и в XVII веке, в Смутное время; и во времена Наполеонова нашествия; и во времена революции и гражданской войны, разрушившей национальную жизнь нашего народа; и в грозные годы Великой Отечественной войны — Господь по молитвам Церкви, народа Божиего, святых угодников, в земле нашей просиявших, защищал нашу землю, наш народ и наше Отечество.
Бог не совершал чуда, которое напоминало бы некий фокус, когда слабые вдруг побеждают сильных. Всякий раз нужно было соучаствовать в этой милости Божией — соучаствовать ревностным и самоотверженным служением Церкви и Отечеству, готовностью совершить подвиг, как совершили его Пересвет и Ослябя и все русское воинство, готовностью идти на любые испытания, на увечья, смерть, как то было в 1812 году. Знаем, что то же самое было и в Великую Отечественную войну, — Бог приклоняет милость Свою к тем, кто живота своего не щадит во имя святых целей. Но для того чтобы было так, нужно, чтобы между человеческими деяниями и Божественным промыслом установилась некая связь, чтобы высеклась некая искра, которая воспламенила бы Божественную энергию. И этой искрой, этой связью является молитва людей, живое религиозное чувство, глубокая вера, потому что только в ответ на искреннюю веру, на молитву и на готовность все свои силы отдать для достижения доброй цели Бог приклоняет Свою милость.
Иногда на исповеди священникам приходится слышать такие слова: «молюсь, молюсь, храм посещаю, свечи ставлю, молебны заказываю, а не помогает Господь». Иногда люди разочаровываются: «ну что же молитва остается неуслышанной?» Виной тому не Бог, Который всегда готов слышать наши молитвы. Виной тому мы сами, когда и молебны заказываем, и свечи ставим, совершая внешний обряд, — а сердцем не пламенеем, верой не возгораемся, в молитве не крепки, на внешнюю, обрядовую сторону возлагаем надежду, как на какую-то магию. Заказал — должно в ответ придти, ведь деньги заплатил, свечку поставил, так почему ответа нет?
Чем же это восприятие мира у нас, христиан, отличается от восприятия язычников, которое обожествляли внешние обряды, истуканов, считая, что достаточно притронуться к изображению истукана, принести ему жертву, положить цветы, как непременно все должно автоматически осуществиться? В религиозной жизни ничто не происходит автоматически. Все требует внутреннего напряжения и силы, особенно молитва. Мне приходилось слышать в монастырях, что послушники, особенно новоначальные, готовы идти на любое самое тяжелое послушание, а не на молитву, потому что подлинная молитва, концентрация всех духовных сил забирает у человека все силы. Примером такой молитвы была молитва в Гефсиманском саду, когда с чела Спасителя стекали струи кровавого пота. И это у Богочеловека! Может быть, Ему не стоило так напрягаться, ведь Его же должен был услышать Бог Отец. Но Сын Человеческий и Сын Божий в одной Личности спасал род человеческий, и Бог Отец требовал от Своего Сына, ставшего Сыном Человеческим, тех же усилий, и мы знаем, что те усилия в молитве превзошли всякое человеческое усилие.
И если у нас когда-то что-то не получается, не надо винить в этом Бога. Нужно винить самих себя. Либо ввиду состояния души, либо из-за слабости молитвы, либо по своей греховности, либо из-за окамененного нечувствия мы становимся неспособны высечь искру, что воспламеняет Божественную благодать. И все то, что произошло с нашими далекими предками в 1591 году здесь, на этом месте, должно помочь нам понять, что искра высекается силой веры, силой молитвы, концентрацией всех душевных сил человека.
Может быть, кто-то скажет: не каждому это дано. Ответ такой: это дано каждому. В Церкви нет избранных. Церковь — это община святых и грешных, и любому человеку, погрязшему в грехах, который первый раз в жизни переступает порог храма и в молитве своей высекает искру, Бог дарует силу Своей Божественной энергии. Господь творит чудеса со всеми нами, и это знает каждый хоть единожды имевший ответ на свою молитву.
И сегодня, в день праздника Донской иконы, прославляя Царицу Небесную, мы припадаем в этом храме к Ее образу и молимся об Отечестве нашем, об исторической Руси, о Российском государстве, о народе нашем, о молодежи нашей, о нашей интеллигенции, которая так часто сбивалась с жизненного пути, заводя за собой в духовное болото весь народ. Мы молимся сегодня с особой силой и за воинство наше, дабы Царица Небесная ограждала землю нашу миром, народ наш покоем; чтобы Она помогала и молодым людям, тем, которых сегодня силой ложных убеждений пытаются оторвать от Бога и от Его благодати, — чтобы и над ними простерла Царица Небесная Свой Покров.
Находясь в этом храме, я хотел бы особое сказать слово казакам. Сегодня их день — это их предки подарили князю Дмитрию Донскому чудотворный образ. Вы — особый народ, хранящий православные заветы, принявший присягу жертвенного служения Отечеству. Помните о том, что ваши предшественники всегда были готовы жизнь свою положить за веру православную и за народ свой; и пусть эта связь времен сомкнется в ваших душах, воспламенит ревность по вере, ревность в любви к Отечеству.
Я хотел бы также поблагодарить отца Парамона и братию за это богослужение, за эту молитву. Отцу Парамону сегодня был вручен игуменский жезл, над ним была прочитана молитва поставления на игуменское служение в этой святой обители. От тебя,, отец Парамон, ожидаю особых усилий в организации монашеской жизни, в совершенствовании всего того, что сделали до тебя твои предшественники. Каждый вносил свой вклад, и имя каждого мы помним. Сегодня наступило время тебе и братии твоей сделать все для расцвета Донской обители града Москвы. Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной пребывает над всеми нами. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
По материалам сайта http://www.patriarchia.ru