Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

 

21 августа 2012 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском собореСоловецкого ставропигиального монастыря.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником — памятью перенесения честных и многоцелебных мощей святых преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких. Кроме того, в этом году празднуются три памятных даты — и чудо на Анзерском острове, и юбилей храма на горе Секирной, и 20-летие возрождения обители.

Всякий раз, когда посещаешь Соловки, испытываешь особое чувство. Красота и суровость северной природы еще более оттеняют тот человеческий подвиг, который во имя Христово добровольно принимали на себя люди, отрекшись от мира, от благополучной жизни, от более или менее комфортных условий существования и отправившись сюда, на этот остров в холодном Белом море, для того чтобы спасать душу.

Но вот что удивительно — спасение души никогда не бывает безразличным для окружающего мира. Будто бы индивидуальный по своей природе подвиг отшельников Зосимы, Савватия и Германа привел в действие огромную духовную силу их последователей, которые также устремлялись на этот остров, чтобы иметь уединение и возможность духовного сосредоточения, которые возлагали на себя неимоверные физические подвиги, чтобы взять под контроль движения своей плоти и своей души.

И чем же расцвел этот личный подвиг преподобных Соловецких отцов? Он расцвел внешним чудом, которым не перестают восторгаться люди, — это будто вышедший из холодных вод Белого моря дивный монастырский ансамбль, шедевр мировой архитектуры, созданный так далеко от мест тогдашней цивилизации, с его неподъемными многотонными каменными глыбами. Какой же нужно было быть воле этих людей, какой силой должен был обладать их дух, чтобы сотворить здесь это рукотворное чудо? И ведь никто не получал за это зарплату, не было никаких премий, никаких наград; трудно сказать, говорили ли кому-нибудь даже слово «спасибо» — не ради человеческой славы, а ради славы Божией созидалась эта чудная обитель.

Святые преподобные отцы приезжали сюда, несомненно, по зову Божиему. Ведь никому в голову не придет бросить все и ехать куда-то за тридевять земель — только в том случае, если имеется некий мощный сигнал, достигающий сердца. И они, несомненно, получали этот сигнал, этот Божественный призыв, подобно святым апостолам. Мы сегодня слышали Евангельское чтение о призвании Андрея, Симона Петра, Иакова и Иоанна Зеведеевых (Мк. 1:16-22). Мы привыкли к этим Евангельским чтениям, но если внимательно вслушаться, вчитаться в слова, то они поражают. Появляется Некто, Который обращается к двум рыбакам, занимавшимся своим делом. У них семьи, они обременены заботами, наверняка есть и материальные трудности, и ловление рыбы — единственное средство к существованию. Только что они как раз закинули сети, и Этот Некто обращается к ним: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Непонятные слова — они рыбу ловят, причем тут люди? Но что же? Одно только слово, и они бросают свои сети, орудия труда, которые дают прокормление им и их близким, и идут за Тем, Кто сказал им эти слова. И Он подходит к другим рыбакам, к Иакову и Иоанну Зеведеевым, которые вместе с престарелым отцом чинят сети в лодке, и звучат те же самые слова: «Идите за Мной». И те всё оставляют — престарелого отца, работу, можно сказать, жизнь, к которой они так привыкли, и следуют за Господом…

Это невозможно объяснить рационально. Поступок апостолов был вне всякой логики, вне здравого смысла, но ведь они совершили этот поступок. Господь не аргументировал Свой призыв никакой человеческой логикой или ссылкой на какие-то факты. Он просто позвал, и они пошли, потому что приняли это послание не умом — умом такого послания принять невозможно, — а сердцем своим, жизнью своею, и действительно стали ловцами человеков.

Вот и святые преподобные отцы — никаким умом, никаким рациональным подходом, никакой логикой невозможно объяснить, почему они оставили жизнь в миру и прибыли сюда, на эти холодные острова, как невозможно ни умом, ни рациональной логикой объяснить то, что тысячи их последователей, в том числе и в наш мятущийся, безбожный, раздираемый противоречиями XXI век, приходят сюда, оставляя все за своими плечами, бросая сети и оставляя своих родителей, чтобы ответить на призыв Спасителя. И покуда будут на земле люди, способные отказаться от всего ради осуществления этого призыва, будут Слово Божие и благодать Божия пребывать в роде человеческом, и отречение от мира во имя личного спасения будет отображаться в великих деяниях на благо людей, оставшихся в миру.

И сегодня происходит нечто соизмеримое с тем, что было во времена строительства сей святой обители. Мы знаем, какой страшный период времени пережили эти святые стены, как много зла, скорби, гнева, лжи было явлено здесь, на этой земле. Казалось бы, в том месте, где расцветал духовный подвиг, все должно было быть защищено. Но зло проникло и сюда, и свило здесь свое гнездо — чудовищное гнездо, которое стало символом зла, насилия, безбожия, лжи, невероятной жестокости и коварства.

Что оставила по себе та самая человеческая сила, которая творила здесь беззаконие? Ничего не оставила. Сегодня государство, Церковь и доброхоты наши, благодетели вкладывают огромные деньги, чтобы восстановить все утраченное за то время, когда человеческая сила, претендующая на правду, на истину, творила здесь беззаконие. На что же направляются все эти средства? На то, чтобы возродить и снова явить красоту того, что создали здесь иноки, не стремившиеся ни к какой человеческой силе и ни к какой человеческой славе.

Все сказанное о Соловецкой обители можно применить и к Церкви Божией. Мы приходим в Церковь, принимаем Крещение, становимся ее членами, затем приступаем к Святой Чаше, исповедуем свои грехи во имя собственного спасения. Мы знаем Божии заповеди, мы знаем, чему учила Церковь изначала, и потому в жизни своей стремимся делать все для того, чтобы душу свою спасти, чтобы получить прощение грехов, чтобы избавиться от искушений и соблазнов, дурных привычек, греховных склонностей. Ведь каждый, кто приходит в эту обитель, приходит с тем, в чем ему нужно каяться, у каждого есть угрызения совести, и каждый притекает сюда именно для того, чтобы душу свою облегчить.

Так происходит в масштабах всей Церкви, и, как бы служа собственному спасению, Церковь всегда, на протяжении всей истории, приносила видимый плод миру, созидая храмы и монастыри, содействуя развитию просвещения, совершая дела благотворительности, воспитывая детей, формируя личную и общественную нравственность, преображая человеческие отношения, развивая национальное самосознание, основанное не на национальной гордыне, а на любви Христовой. Это долг Церкви, который она совершает без всякого внутреннего надрыва и без всякого побуждения, потому что вся внешняя деятельность Церкви, которую можно назвать общественно значимой, проистекает из нашей работы над самими собой, из нашего пути спасения.

Я хотел бы от всего сердца пожелать инокам сей святой обители никогда не унывать, не падать духом, никогда не бояться холодов, морозов, мокрого снега, пронзительного дождя, сильных ветров, холода, ограничений в возможности угождать своей плоти, потому что через этот подвиг созидается святость жизни.

Сегодня в апостольском чтении (2 Кор. 5:15-21) мы находим замечательные слова: «вы во Христе новая тварь». Это мы, его последователи. Что означает быть «новым творением во Христе»? Разве Христос совершил нечто подобное тому, что было при сотворении мира? Разве Он кого-то заново создал? Такого не было. Но через искупительную Жертву, через подвиг Свой Он воссоздал в Самом Себе ту святую и непорочную тварь, то творение, которое вышло из рук Творца, лишенное всякого греха и всякой неправды; и дал возможность каждому, кто верует в Него, соприкоснуться с этим новым творением, получить оставление грехов, вернуть себе первозданную славу Божественного творения. И каждый, кто стремится жить по заповедям Божиим, кто исповедует свои грехи, кто причащается Святых Христовых Таин, кто совершает дела добра, правды, милосердия, становится сопричастным этому новому творению, которое Бог во Христе явил роду человеческому.

В этом же апостольском чтении мы слышим и другие слова: «Бог во Христе примирил с Собой мир, и нам даровал служение примирения». Действительно, через Христа Спасителя все мы прощены: если только не упорствуем в своем грехе, если не хулим Святого Духа, если не отказываемся от Бога — мы прощены. По милости Божией нам прощаются наши личные грехи, потому что Христос за нас пострадал и, более того, дал нам служение примирения.

У Церкви величайший потенциал примирения людей, будь то в семье, в трудовом коллективе, в местной общине, в обществе, в государстве и во всем мире. Церковь способна нести подлинное примирение между людьми, потому что ей эту силу дал Сам Господь, Жертвой Своей примиривший род человеческий с Богом и Отцом.

Наученные дивными словами сегодняшних Евангельского и апостольского чтений, сохраним их в своих сердцах и будем жить в соответствии с этими словами, стремясь к личному спасению и к преображению окружающего нас мира. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

По материалам сайта http://www.patriarchia.ru

 

Назад

На главную страницу