Эссе Сивоченко Татьяна Владимировна

Педагогическое идеи Сергия Радонежского и их реализация  ДОУ

 

По разным причинам  мы все чаще возвращаемся к, казалось бы, давно оставленным положениям, а «заплутавшись», обращаемся к опыту предков. Знание культуры собственного народа, православной педагогики позволяет наполнить понимание ребенка нравственностью уклада жизни, и располагает к его гармоничному развитию с любого возраста т. к. опирается на обычаи и традиции, составляющие основу народного воспитания.

Неотъемлемой частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя, чье имя в сознании русских людей связано с делом созидания Отечества. На протяжении нескольких веков он почитается как духовный наставник и просветитель, а духовное наследие подвижника обладает педагогическим потенциалом и к нему не раз обращаются как к источнику.  Воспитательно-образовательной концепция К. Ушинского основывается на приоритете родного языка, родной культуры, через опору на духовный опыт народа, заключенный в его творчестве, традициях, обычаях; А.Макаренко рассматривал вопросы о влиянии коллектива и коллективного труда на личность, саморазвитии коллектива.

Особая роль в духовно-нравственном становлении современных дошкольников, развитии основ активной творческой деятельности отводится поддержке интереса к традициям, обычаям и праздникам русской культуры и истории их возникновения. Другим составляющим звеном служит знакомство дошкольников с лучшими образцами отечественной литературы и позволяет формировать у детей общее представление о ее богатстве и разнообразии.

 Преподобный Сергий полагал, что искусство, в котором человек прославляет высшие ценности и добродетели, обладает великой поучительной силой: оно дает  людям зримые ориентиры, к которым необходимо стремиться, пробуждает в их душах высокие помыслы, способствует искоренению пагубных страстей [2,с.59]. Приобщение детей к культуре своего народа это возвращение нашей генетической памяти способной возвести         внутреннюю защиту от негативных внешних воздействий со стороны окружающей действительности.        Комплексное педагогическое воздействие, направленное на развитие всех сущностных сил воспитанников, является одним из важнейших условий формирования духовно здоровой, морально устойчивой личности, наделенной такими качествами, как патриотизм, гуманность, трудолюбие, справедливость, стремление к нравственному совершенствованию. Совокупность этих качеств можно определить единым понятием - духовность[2,с.25].

         «Овладевая новыми знаниями, они обретают социальный опыт; у них вырабатывается коллективное мировоззрение, появляется стремление служить делу созидания Отечества, стремление преобразить окружающий мир, обустроить его по законам красоты и гармонии» - именно этими путями вел своих учеников Преподобный Сергий Радонежский [2, с.49].      

Организация познавательной деятельности по ознакомлению с народной культурой календарных праздников поможет ребенку постичь всю человечность  и глубину прошлого.  Предварительная работа включает в себя кроме теоретического знания практическое закрепления полученной информации: тематические беседы, обсуждения:  «Самый желанный праздник», «Где живут Дед Мороз и Снегурочка, какие одежды они носят и почему?», «Что означает праздник Рождества Христова», «Как отмечают праздник, посвященный Дню защитника»,  «Каким качествами должен обладать солдат», «Всегда ли солдата можно назвать защитником и почему?» «Как зима нам надоела, солнышко вставай с постели!»,  «Откуда пришел праздник 8 Марта», «Вот поет пасхальный звон песнь о жизни вечной[4,с.29]»,  «Почему 1 Мая называют праздником труда? «За что мы благодарны ветеранам?»,  «День русской поэзии», «Гражданином какой страны вы являетесь?», « Почему праздник получил название «День народного единства»?», «Как в семье празднуют день Матери?», «Можно ли назвать Осенины народным праздником?», «День Конституции» особо важный праздник в России».

Выполнение творческих заданий, рисунков, создание подарков, фольклорные  игры, тематические занятия: « Не забудем мы подвиг великий, наших дедов и наших отцов!», «Одна ты такая держава на свете», « Смогли они народы на подвиг вдохновить», «Жизнь закон определяет», утренники:  «Новый год и Рождественская звезда», «Почему Армию называют родной?», «За что благодарим мы женщин», «К нам на крыльях ветров прилетает Весна», «Вот мамочка любимая...»,  «Осенний бал», развлечения: «Масленица», «Предание о красном яичке», «Поляна детства».

Деятельность в рамках проекта «Цикл государственных праздников России» проводились на протяжении двух лет (средний и старший возраст) на базе БДОУ «Детский сад №393» группа «Капелька» и позволили выявить следующие результаты

1.Опрос родителей:  участвовало 27 человек

Необходима ли деятельность воспитателей по ознакомлению детей с историей возникновения праздников 23 человека

Нет, такая деятельность не существенна 3 человека

Не имею понятия 1 человек

2.Методическое обследование определения  нравственного развития детей. Использована нормативная карта, предложенная на сайте «София»                     

 

До проекта

После проекта

Кр. Ур.

Доп. Ур.

Опт.ур.

Кр. Ур.

Доп. Ур.

Опт.ур.

Нр./ развитие

5

19

3

3

12

12

Нр./ чувства

6

15

6

4

9

14

Нр./мотивы

9

15

3

4

12

11

Нр./поведение

4

18

5

1

8

18

Твор.активность

5

20

2

1

12

14

 

Наша цель сформировать  базу для культуры, приобщения к истокам общечеловеческих ценностей. Подобные занятия мы попытались наполнить более современным видением традиций и таким образом способствовать формированию социально адаптированную и творческую личность.

Соотнося педагогические идеи Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, можно утверждать, что наследие русского подвижника  вне времени и является нравственным ориентиром для тех, кто постигает идеалы добра, любви, жертвенности - всего, что составляет основу духовной культуры человечества[2,31].

 

Литература

1. Карунин Е.А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно – нравственный аспект воспитания)рукопись диссертации. Москва 2000 http://nauka-pedagogika.com/pedagogika

2.Шорыгина Т.А. Главные праздники страны./ Т.А.  Шорыгина Методическое пособие для педагогов, воспитателей. - М.: Школьная пресса,2011._112с.

Назад

На главную страницу