БДОУ г. Омска «Центр развития ребёнка – детский сад №122»

Создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи стало насущной необходимостью для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, Родины. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость, ее без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной нравственной культуры. Только традиционный жизненный уклад может быть противопоставлен агрессивному влиянию современной культуры и экспортированной с запада цивилизованной модели. Для России нет другого выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала русской культуры – русского народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

В бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Омска «Центр развития ребёнка – детский сад №122» хорошо понимают это. В детском саду стало доброй традицией проведение православных праздников «Рождество», «Святочные колядки», «Масленица», «Пасха». Воспитатели детского сада развивают личность ребенка средствами театрализованной деятельности, включая ребенка в игру и театрализацию, развивают его интеллектуальную, нравственную и эстетическую сферу доступными и эффективными средствами. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. Участвуя в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация или театральная постановка представляют самый частый и распространенный вид детского творчества.

Особое внимание уделяется развитию речи. Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам» (С.Л.Рубинштейн).

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Воспитывая вкус к русской народной музыке, педагоги используют фольклор на занятиях, при подготовке и проведении праздников частушки, прибаутки, народные песни. Наглядными пособиями являются матрешки, деревянные ложки, расписные блюдца и чашки, самовар, русские народные инструменты. Умело поставленные педагогом вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются с персонажами, грустят, огорчаются вместе с ними, всегда готовы прийти на помощь к любимому герою.

«Русский человек без Православия – дрянь» - говаривал Федор Михайлович Достоевский, а уж он-то знал, в какие адские бездны способна опускаться душа человеческая, забывшая Бога. «Если вы сыграете или споете что-либо такое, что западает в душу слушающих и заставит их воздохнуть ко Господу или вознестись к нему со славословием и благодарением, то вы то же сделаете, что делает хороший проповедник в церкви» – так сказал в свое время святитель Феофан.

Чугунова Алла Викторовна, воспитатель БДОУ г. Омска
«Центр развития ребёнка – детский сад №122»;

Баранцева Светлана Петровна,
специалист ОРОИК Омской Митрополии

Назад к разделу " Опыт детских садов Омской области по духовно-нравственному воспитанию" 

На главную страницу