Июль
Теперешняя война (имеется ввиду Первая мировая война, в которой участвовала Россия в начале 20 века) произвела значительное затруднение в нашем церковно-свечном деле. Как известно, почти все епархиальные заводы до войны получали воск из заграницы, из Германии. И некоторые свечные заводы пользовались услугами Люнебургской воскобелильни, воск ее выдавался за натуральный, чистый по химическому составу своему, хотя, как теперь выяснено, этот люнебургский воск был далеко не натуральный, только ловко подделанный, так что химический анализ лишь показывал, что доставляемый воск, по своему химическому составу, соответствовал чистому натуральному воску. Но так или иначе, а война прекратила и этого рода немецкое засилье на торговом восковом рынке, и немецкой фальши теперь свечные заводы не получают.
Между тем, своего русского воска для заводов свечных не хватает, так как приобретение воска от русских пчеловодов у нас, в России, не организовано. Вследствие этого в настоящее время свечные заводы терпят недостаток в воске и, не имея достаточного запаса, не могут выбеливать его. Поэтому сама собою является необходимость для епархиальных свечных заводов выделывать свечи желтые из непробеленного воска.
Но как смотреть на эти свечи? Допустимы ли они для церковного употребления со стороны церковных канонов, какова природа этих свеч и как отразится выделка их на доходности свечных заводов? По поводу теперешнего недостатка пробеленного воска на епархиальных свечных заводах вышеуказанные вопросы недавно были предметом рассуждений в состоящем при Св. Синоде Комитете по делам епархиальных свечных заводов и этот Комитет пришел к следующему:
1) каких-либо канонических или иных постановлений, обязывающих изготовлять церковные свечи из белого воска, не существует, и предпочтение в церковном употреблении белой свечи есть лишь обычай, не исключающий однако до настоящего времени желтой свечи;
2) желтая свеча несравненно древнее белой, так как беление воска есть изобретение позднейшего времени;
3) при белении воска природа его изменяется, и даже при солнечном белении он теряет свой натуральный цвет, аромат и отчасти масляничность, а при химическом белении, посредством кислот, природа его страдает еще более;
4) церковное благолепие от возвращения к старорусской желтой свече нисколько не страдает, как указывает пример некоторых церквей Придворного Ведомства, употребляющих исключительно желтые свечи, и
5) что касается епархиальных свечных заводов, то с введением в широкое церковное употребление желтых свеч, производство и отчетность заводов значительно упростились бы, а доходность значительно увеличилась бы, так, как, с одной стороны, прекратились бы весьма значительные расходы на содержание воскобелилен и на беление воска, с другой - не было бы нужды в огромных запасах воска, делаемых в целях беления его и непроизводительно, бездоходно поглощающих заводские капиталы, которые, таким образом, лежат, что называется, мертвыми капиталами в виде запасов беленого или подлежащего белению воска.
Воск мог бы покупаться по мере текущей надобности, и капиталы, ныне затрачиваемые на воск единовременно, были бы свободны для другого употребления или приносили бы проценты.
По изложенным соображениям, Комитет по делам епархиальных свечных заводов пришел к заключению, что не только не следует тревожиться по поводу вынужденного перехода многих епархиальных свечных заводов к выделке церковных свечей из пчелиного желтого воска, но, скорее, следует одобрить изготовление всеми епархиальными заводами желтой церковной свечи, и радоваться этому, как восстановлению старого русского обычая и как мере, полезной во многих отношениях.
Духовенству же подлежит вышесказанные соображения относительно желтой церковной свечи всячески проводить в сознание народа и располагать церковных старост к предпочтительному приобретению в церквах желтых свеч.
Селионова Юлия,
по материалам Омских епархиальных ведомостей № 27 от 3 июля 1916 года (полностью сохранен стиль написания газетных статей того времени)