Каменная Нелли, обучающаяся Православной художественной студии Воскресенского Свято – Покровского храма Калачинско – Муромцевской Епархии, Руководитель Попова Елизавета Петровна

Моя учительница, Елизавета Петровна, рассказала мне о своей прабабушке и о ее методах сбора трав и лечении. Мне захотелось записать этот материал, так как это настоящий жемчуг народной мудрости. Захотелось больше узнать о той женщине – целительницы и ее рецептах. Вот что мне поведала ее правнучка.

«Сегодня стало модным говорить и писать о травах. Много я перечитала и вот, наконец, решила рассказать о своей прабабушке Арине Павловне Кошкаровой.

Мне уже за 50, но в моей памяти храниться образ дорогого для меня человека как будто только вчера расстались, хотя ушла от нас прабабушка Арина в далеком 1972 году.

Внешний облик ее немного суров. Лицом не приметная, почти не красивая, высокая, по крестьянски одетая – она была желанным гостем в каждой семье. Имела удивительно мягкий, грудной голос. Ее слушались все, от мала, до велика. Говорила спокойно, но твердо, обладала уникальными познаниями в области народной медицины.

Жила моя прабабулечка в деревне Хутора Нижне - Омского ныне района, Омской области. Была она великой кудесницей. Все умела делать и росписи по дверям и потолкам в урало - сибирской технике творить, и горшки обжигать, искусным гончаром слыла, за много километров, шли к ней люди за кринками, да за кувшинами, и травницей была знатной, но, главное - повитухой была и знахаркой. Все это передала она моей маме. Говорила, бывало: «Маруся, все свои знания по женской линии мы через поколение передаем. Домнушка вот, мамонька твоя, она все более в церкви молится». Отец ее, Иван, был псаломщиком, умер прямо на Рождество Пресвятой Богородицы, моя баба Домна в 1982 году тоже умерла 21 сентября, как и ее отец на Рождество Пресвятой Богородицы. Видимо, любила их Матерь Божия. Мама моя, Мария Кошкарова, стала тоже травницей и знахаркой. Многим людям она помогла, многих вылечила. Меня учила всему, но я все больше к церкви прилеплена, больше молиться люблю, а вот дочка моя, Танечка, она травки любит, собирать их умеет, сушить и душистые чаи заваривать. Правду сказала прабабушка Арина, что через поколение по женской линии это искусство передается.

Жила моя прабабушка, как я уже писала, на берегу Иртыша, места там богатые и водицей ключевой и травами сочными и глинками жирными. Все было создано Богом для того, чтобы люди брали сии богатства и пользовались ими для красоты и здоровья богатырского, ибо край сибирский того требовал.

Но не все обладали знаниями матушки природы, как прабабушка моя, потому и шли к ней за помощью. В голодные годы часто страдали люди от болезней моровых: то оспа, то чума, то тиф…

Уйдет она в ту деревню с утра раненько в одежде из сурового холста, перетянет туго голову платком, чтобы ни единой волосинки не пробилось, подпояшется фартуком с большими карманами, в которых кулечки с травками лежат, вот и все ее снаряжение. Вернется поздно вечером, одежду снимет, не доходя до сарая, сожжет ее, вымоется водицей ключевой, все свежее оденет, там же где-то припрятанное, и в дом только тогда войдет. Много детей в семье у Яши с Домной было, но, никто никогда не заболел, чистоту все блюли, все мылось, скоблилось, обжигалось….

Но речь пойдет о другом, о том, какими знаньями владела пра- бабушка Арина, и что она поведала нам.

Бывало, скажет маме моей: «Маруся, время пришло, за сей травкой идти, в баню сегодня ступай, помойся хорошенько, рубаху свежую надень, волосья прибери. Завтра утречком, босыми ногами по росе пойдем, саранки копать, белка в них много, ребятишкам они шибко полезны, а уж при родах я без них не обойдусь, ведь скоро разрешится Авдотья, надо позаботиться заранее». Все полезно в царских кудрях: и листик, и стебелек, и цветочек, и чешуйки луковицы». «Уже в субботу утром прабабушка моя с мамой шли в лес за березкой, да скашивали траву, чтобы храм убрать, да дома все травкой устелить, уж больно она чудодейственная была, опосля. Ее и в перины травяные клали и в подушки, и на сеновале оставляли, чтобы зимой скотинка не хворала.

К столу готовили пироги, верещагу, пекли хлеб из ржаной муки и травы выкладывали на стол, ягоды в туесках. Стол застилали родовой скатертью, иконы убирали рушниками и веточками березы, цветами.

В воскресенье к ранней обедне шли с травой и цветами в руках, в церкви босыми стояли на троичной траве, чтобы ножки не болели, после службы брали пучки молитвенной травы домой. Ее и пить можно и в подушечки класть и в пучочках под матку повесить, чтобы дом освящала троичная травка. Потом девки на гулянья, венки завивать шли, а баба Арина с мамой опять по травку - пастушья сумка, кукушкины слезки, ландыш, незабудка, подорожник, любисток ох как хороши на Троицу, а чабрец еще не поспел, его к Иванову дню соберем, а сегодня совсем немножко, для запаху возьмем – учила баба Арина.

В июле, на Ивана Крестителя, вся семья собиралась за травами, это был целый ритуал. Вечером шестого июля бабушка брала только маму в лес за богородской травой. С молитвой Матери Божией они шли босыми по тропинке. Никто ни слова не молвил, только молились про себя. Собирали травку в холщевые фартуки. Много нужно набрать и для подушечек, и для сборов, и для чая, и родне нем Вечером баню топили, пол, полок – все свежим сеном устилали. Мылись долго, парились. Потом чаек пили и спать ложились в чистую постель.

Утром 7 июля до восхода поднимались, умывались росой, Богу молились, да в храм шли. После обеденки бывало, сразу в лес, в чистое более простое, обряжались и за травками, да кореньями шли, мужики веники ломали из березы, черемухи, веточек смородины. Женщины, что в чистоте, да девочки по двое расходились с мешками холщевыми, да в фартуках, в которых травы понесут, опосля. Баба Арина все маму брала с собой, всему ее учила, о каждой травке рассказывала. Все травинки на вкус пробовали: где горькая, где пряная, где сладкая, где жгучая – каждой свое место в мешочке, а зубкам и желудочку – полезно с ними познакомиться заранее.

Прежде, чем травку рвать, руки друг об дружку терли, грели будто, крест опосля, накладывали, просили Божьего благословления, а уж потом и к травке склонялись.

Знали, где какая растет, шли медленно, степенно – здесь торопиться некуда, здесь внимание нужно, да сноровка, а еще любовь ко всему живому и вера.

В конце лета садились в лодку и за иром плыли, так называла она аир болотный. Чудесные у него корневища. Они прямо их свежими ели. Зубы болеть не будут, ну а домой принесем, почистим, посушим, там корешки эти ни счем не сравнятся в лечении почек, печени, желудка, мужского бессилия.

ного уделить.

Любимым растением всей семьи был лабазник, кашка белая, душистая, шмыговали ее тоже на Ивана Купала вместе с кипреем (Иван – чаем). Приносили с луга и в большие чугуны заваривали, томили в печи, затем сливали отвар и на листах раскладывали листочки коричневые. Да снова в печь на легком духу сушили. Затем мяли и в холщевые мешочки закладывали. Чай на всю зиму, только травок сухих добавляй, для аромата, да для здоровья и пей себе с медком, да пирогами. Бывало, приговаривала баба Арина: « Чай кирпишный, вода иртышна – пей кума без сахару». /Из воспоминаний Е.П. Поповой/

Древнегреческий бог врачевания Асклепий, как гласит легенда, был весьма, сведущ в изготовлении лекарств, в том числе и из разнообразных растений. Они были настолько действенны, что возвращали слепым зрение, а глухим слух. Таким образом, он мог исцелять любые болезни, а дочери своей Панацее говорил, «Запомни, врачевание есть искусство подражать целебному воздействию природы. И лес – самая богатая аптека».

Асклепий передал секреты своих универсальных рецептов дочери. Отсюда и возникло выражение: «Панацея от всех болезней».

Так и для нас оставила Арина Павловна свои рецепты лечения травами, а еще уникальные полезные советы для будущих мам, жен, хозяек.

Главная задача любой матери, говаривала Арина Павловна - научить свою дочь молиться, разговаривать с Богом и все свои действия и поступки соизмерять с заповедями Божиими.

Девочка должна быть послушной, смиренной, не ленивой, хорошей хозяйкой, умеющей оказать доврачебную помощь любому домочадцу, вкусно накормить своих родных и гостей. Быть приветливой, ласковой, радушной.

Мать должна всегда на всякое доброе дело благословлять свою дочь.

Благословение матери сильнее любого оберега! Мама - самый важный человек в жизни. Наверное, именно поэтому материнское проклятие — самое страшное, что можно услышать. Впервые благословение упоминается в Ветхом Завете Библии. Его дал Бог Адаму и Еве, когда поставил управлять раем, плодиться, размножаться и наполнять землю.

Вот какой удивительной женщиной была Арина Павловна, а ее правнучка - Елизавета Петровна – настоящая хранительница семейных традиций, а еще она и нас всему учит, и мы и наши родители очень любим Елизавету Петровну и молим Господа о ее здравии и душевном спокойствии.

Назад

На главную страницу