Квачко Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Ермаковская СОШ» Нововаршавского района Омской области

В нашем мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству. Для этого необходимо усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно-значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. А помочь приобрести эти знания возлагается, по-моему, на курс ОРКСЭ.

В этом году я, Квачко Анна Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Ермаковская СОШ» Нововаршавского района Омской области, впервые преподавала курс ОРКСЭ, и считаю, что он очень важен, так как дает детям представление об основных нормах нравственности, воспитывает культуру поведения с опорой на представления о положительных поступках людей, формулирует адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей. Этот курс направлен на изучение основных категорий этики, к которым относятся добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость.

Кроме того, курс ОРКСЭ формирует первоначальные представления о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. На уроках ОРКСЭ дети учатся понимать значение нравственности, веры и религии в жизни человека и общества, у них воспитывается уважение к религиозным традициям русского и других коренных народов России. Дети получают общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, об их обычаях и традициях, и это, конечно, очень важно.

Учебный курс ОРКСЭ содержит шесть модулей, каждый из которых имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Но, по-моему, делить курс на отдельные модули не надо, считаю, что и детей не следует разделять по разным религиозным направлениям, а нужен один учебник под названием: «Основы мировых и религиозных культур и светской этики», и в этот учебник включить из разных культур то общее, что служит духовно-нравственному воспитанию детей. Особое внимание обращать на такие понятия, как добро и зло, справедливость, красота, которые присущи всем религиям.

 

Если говорить об учебниках, по которым мы учим детей, то, на мой взгляд, их нужно дорабатывать. Я увидела в них много противоречий, непонятного и написанного очень трудным для детей 4 класса языком. Обо многих важных вещах говорится вскользь, а упор в основном сделан на менее существенном. В учебниках много теории, а практики очень мало или она вовсе отсутствует. По моему мнению, в учебник не мешало бы включить замечательные тексты Осеевой, Пантелеева, Льва Толстого, Михалкова.

Как и всякое новое, преподавание ОРКСЭ имеет свои трудности. Для меня трудность в том, что в нашей школе нет электронного приложения к учебнику, очень много времени уходит на поиски необходимого материала в Интернете, отсутствие методического пособия. А еще очень трудно оценить ребенка. Использую оценочные листы, в дневнике рисую или улыбающееся, или грустное солнышко. Но считаю, что выставлять оценки по курсу ОРКСЭ не нужно. Важно сформировать нравственный облик ребенка, воспитать в нем человечность, а не использовать материал учебника как учебный материал. На уроки ОРКСЭ ребенок должен идти с радостью, а не с боязнью получить плохую отметку за неподготовленный материал.

Уроки ОРКСЭ нужно строить с учетом возрастных особенностей четвероклассников. Каждый урок должен быть насыщен наглядностью (к каждому уроку готовлю презентацию). Чтобы урок был интересным, необходимо, по-моему, использовать активные методы обучения: деятельностный (исследовательский, метод проектов) и мыслительный (дискуссия, эвристический метод). Еще считаю, что необходимы разные формы работы (групповые, парные). Работа в группах сплачивает ребят, они учатся друг у друга, каждый ребенок понимает, что в результат совместной работы вложена частичка и его труда, что, выполняя свою работу, он не подвел группу.

Изучив хранителей религиозного мира, священные книги, священные сооружения, искусство в религиозной культуре, я предложила детям самим разбиться на группы и сделать книжки-малышки, в которых они, выбрав любую по желанию религию, должны отразить в ней и символы этой религии, и ее хранителей, и священные книги и сооружения, и обычаи и традиции выбранной ими религии. Дети взялись за это дело с увлеченностью, добыли много материала, книжки-малышки получились у всех групп замечательные, и что я заметила, ребята казахской национальности (а они составляют половину класса) выбрали Христианство. Когда я спросила, почему именно эту религию они выбрали, они мне ответили, что у Христианства очень красивые храмы, что хотят больше знать и о других религиях, а о своей (мусульманской) религии они много знают от родителей, которые проповедуют ее.

Еще курс ОРКСЭ хорош тем, что он предлагает выполнение творческих заданий с семьей, и этим способствует сплочению семейного коллектива, а также развивает доверительные отношения между детьми и родителями. Ребята чаще начинают обращаться к родителям, делиться личными переживаниями. Таким образом, совместная деятельность детей и родителей на уроке ОРКСЭ способствует формированию семейных ценностей, традиций и идеалов.

Дети по своему существу нежны, незлобивы, жалостливы, искренни. Часто бывает, что эти качества в них очень слабы и нуждаются в развитии и укреплении, поэтому учитель должен укреплять в ребенке такое чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. Учитель должен развивать в ребенке чуткую совесть и приручать прислушиваться к ее голосу. Уроки ОРКСЭ способствуют этому.

Говоря о необходимости курса ОРКСЭ, хочу еще сказать, что этот курс необходимо вводить до конца обучения ребят в школе, так как в старших классах перед детьми стоит вопрос о выборе жизненного пути. Как мы воспитаем своих детей – от этого зависит наше будущее, будущее нашей страны.

Думаю, что наши дети не должны превратиться в «Иванов – родства не помнящих», а знать прошлое своей Отчизны и верить. Да, да, верить, и верить во что-то святое, доброе, хорошее, именно вера помогает выжить человеку, осуществить свои мечты, быть духовно-нравственным человеком. А к духовным ценностям относятся и нравственные нормы поведения человека, религия. А выбирать вероисповедание каждый должен сам, а мы, учителя, должны со школьной скамьи знакомить детей с разными религиями, чтобы дети приобщились к какой-либо религии, ведь все религии учат одному и тому же: делать добро.

 

Назад

На главную страницу