Гладкова Светлана Владимировна, учитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Называевска Омской области»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Размышляя над темой эссе, решила заглянуть в толковый словарь, читаю в нём определение слова «совет» - мнение, высказанное кому-нибудь по поводу того, как ему поступить, что сделать; наставление, указание.

Какой совет дать себе, и что посоветовать коллегам?!

За детскую улыбку все отдам,

Тепло, вниманье и заботу,

Я, правда, благодарна небесам,

Что подсказали эту мне работу.

Завершая преподавание предмета в этом учебном году и осмысливая свою деятельность, думаю, что первым советом, наставлением будет такой: надо любить своих учеников, уважать каждого как личность, принимать ребёнка таким, каким его создала природа и воспитали родители. Любовь должна быть разумной, подлинной. Любовь должна быть такой, чтобы у ребёнка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создал человек. Очень часто на уроках выстраиваю проблемные ситуации, они заключаются в просьбе оценить поступки людей, персонажей, посоветовать другу, как поступить, оценить поступок товарища.

Второй совет: применять личностно-ориентированный подход в обучении. Он заключается во внимательном отношении к каждому ученику, справедливой оценке поступков и результатов деятельности всех детей и каждого в отдельности, в оказании помощи ребёнку так, чтобы он сумел её принять и осмыслить для продвижения в своём развитии. В этом плане можно порекомендовать использовать индивидуальные, парные, групповые задания, стимулирующие взаимодействие детей друг с другом, помогающие наблюдать развитие личностных качеств детей.

Деятельность учащихся должна быть организована так, чтобы они познавали новое, выдвигали свои версии, проверяли их, доказывали, соглашались с неправильностью своего суждения и принимали правильное утверждение других. Учитель создаёт условия для творческого развития ребёнка: обогащает каждую личность знаниями, умениями, эмоциями, жизненным опытом.

Третий совет - эффективное использование новых форм педагогического оценивания. Не секрет, что многие педагоги называли одним из сложных вопросов предмета «Основы религиозных культур и светской этики» безотметочное оценивание. Ведь в большинстве случаев обучающиеся хотят получить отметку. Как поступить учителю? Нужно научить детей самим оценивать себя, и оценивать по критериям. Ведь объектом оценивания является нравственная и культурологическая компетентность ученика.

Своеобразной формой оценивания и «движения вперёд» можно посоветовать ведение путевого дневника. Он заполняется с помощью знаков-символов (улыбающееся личико, облачко, солнышко, цветочек) после каждой темы курса. Мы обсудили совместно предложенные варианты, выработали символические обозначения усвоения материала учебника («усвоил», «не всё усвоил», «не усвоил»). Самооценка выполняет воспитательную роль, способствует осознанию своей деятельности.

Ещё одной формой оценивания является письменная работа - написание мини-сочинения с метафорическим названием «Ступеньки роста», где ребята стараются отразить три уровня усвоения материала: представление, отношение и стратегия поведения. Такой род аналитической деятельности вызывает затруднение у ребят. Помогаю им, направляю их мысли в нужное русло («шагаем по ступенькам»). Ребята пишут, например: «Я знаю, что на свете есть добро и зло» (1-ая ступенька-представление). «Я положительно отношусь к добру, поддерживаю добрые поступки» (2-ая ступенька – отношение). «Я поступаю по-доброму», или «Я стараюсь совершать добрые поступки» (и приводят свои примеры, свои маленькие победы – 3-я ступенька – стратегия поведения). Таким способом, развиваются способности рефлексии по поводу ценности нравственного совершенствования.

Я думаю, что многие педагоги данного предмета итогом деятельности выберут выступление учащихся со своими творческими проектами. Мы ведём работу над составлением портфолио. В него вкладываем следующие материалы: созданные ребятами иллюстрации, буклеты с пословицами и поговорками на определённую тему, эссе, размышления после изучения темы, вопросы для интервью по теме и т.д.

Портфолио поможет ребятам подготовить итоговые творческие проекты.

Подводя итог, хочется сказать, что изучение предмета ОРКСЭ - это продвижение ребенка по дороге знаний и открытий, доказательств и суждений, споров и нахождения истины. Именно в этот период начинается закладка основы душевного равновесия, и главную учительскую и человеческую задачу педагог должен видеть в том, чтобы помочь каждому ребенку любить свою семью, край, родину, стать свободной, творческой и самодостаточной личностью.

В данный синквейн я постаралась вложить ещё один совет.

1.Ребёнок.

2.Любознательный, неповторимый.

3. Познаёт, мыслит, оценивает.

4. Самое дорогое существо!

5. Личность!

Спасибо за внимание!

Буду рада, если помогла Вам своими советами.

 

Назад

На главную страницу