Бекенова Алтыншаш Нурмухановна, учитель МКОУ «Дробышевская ООШ» Нововаршавского района Омской области
В ежегодном Послании Президента России В.Путина Федеральному Собранию затронул вопросы развития образования и науки: «На улицах наших городов и поселков мы видим сегодня результаты того, что происходило в государстве, в обществе, в школе, в СМИ в последние, в предыдущие 15-20 лет. Тогда были отброшены все идеологические штампы прежней эпохи. Но, к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры. Мы в известном смысле вместе с грязной водой и ребенка выплеснули. Сегодня это проявляется в равнодушии к общественным делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения. И все это порой приобретает безобразные, агрессивные, вызывающие формы». Современная действительность порой ужасает, дети – наркоманы, дети – алкоголики, дети – сироты, переполненные детские дома. Уверена, что государство и люди вовремя обратились лицом к школе, значит, лицом к нашему будущему, а будущее должно быть высоко – духовно – нравственным. А эти качества развивали учителя всегда: на уроках, на внеклассных мероприятиях, на классных часах, но введение в школах курса «Основы религиозной культуры и светской этики» только повысило уровень воспитанности учащихся.
Когда директор школы Шевченко Оксана Александровна предложила мне пройти курсы при БОУ ДПО ИРООО по преподаванию курса ОРКСЭ в 4-х классе, я с опаской, но обрадовалась, что повышу свое самообразование по основам религий и учащимся расскажу. Но больше тревожило предстоящее родительское собрание: я была в затруднительном положении, какой из предложенных шести модулей выберут они? Итог собрания был таков: 100 % родителей выбрали модуль «Основы мировых религиозных культур». Они решили, что дети должны иметь представление обо всех традиционных религиях России. Мы, учителя, обязаны воспитывать толерантное отношение к различным культурам.
В моем классе всего лишь четыре ученика, двух вероисповеданий: христианства и ислама. Из беседы выяснилось, что цельного представления об исламе и христианстве они не имеют, кроме праздников Пасха, Курбан байрам, Ораза байрам, Масленица. Думаю, что знание истории мировых религий возвысит в их глазах религию предков. Они смогут приблизиться к духовности, многое понять в жизни и определиться с жизненной позицией.
Конечно, первое, что было сделано, это я прошла заочные курсы при БОУ ДПО ИРООО по теме «Методика обучения курсу «Основы религиозной культуры и светской этики», прослушала интересные лекции преподавателей. Затем я прочитала весь учебник «Основы мировых религиозных культур», авторы Беглов А.Л. и Саплина Е.В. Учебник, я считаю, должен быть интересным, но материал данного учебника слишком сложен и объёмен для учеников 4-го класса, да и сам процесс сравнительного анализа традиционных религий России не всем четвероклассника
В этом же учебнике, на мой взгляд, интересны красочные иллюстрации, факты из истории религий, вопросы в конце параграфа. Они помогут учителю выстроить урок, подобрать примеры, поставить проблемные вопросы. Но хотелось бы, чтобы 10-летним детям тексты были в форме простого рассказа, а не загружать их тяжелыми текстами, трудными для полного восприятия и осмысления.
Так как в сёлах семьи обучающихся не имеют компьютеры и выход в Интернет, то в качестве дополнительного материала для бесед и для домашнего чтения с родителями я порекомендовала литературу из школьной библиотеки. Теперь несколько из них являются чуть ли не настольной книгой учащихся:
-
«Православная культура: Экспериментально
е учебное пособие для начальных классов общеобразователь ных школ, лицеев и гимназий» , автор Шевченко Л.Л. В этой книге «культурологичес кий характер отбора материала позволяет рассматривать основы православной веры в социокультурном контексте истории России, учитывая возможности восприятия современного школьника», где более подробно в простой форме рассказывается об обрядах и традициях, праздниках православной религии, такие, как Святки, Крещение, Масленица, Пасха, Рождество, а также интересен материал по родословию семьи и обязанностях детей. -
«Основы духовно – нравственной культуры народов России», авторы Сахаров А.Н. и Кочегаров К.А. В этой книге «даются учащимся самые общие представления о возникновении и развитии традиционных религий России, их нравственном идеале, обычаях и обрядах. В книге раскрывается общность для всех религий, сущность представлений о добре и зле, показывается особая роль христианства в истории России», история возникновение всех традиционных религий России, их обряды и обычаи, во что верят сторонники религий.
-
Книга «Ветхий и Новый завет в простых рассказах», рассказы протоиерея Александра Соколова, где с детьми находим ответы на возникающие вопросы по православной религии. В этой книге подробно описаны священные истории Ветхого и Нового завета, притчи.
Пользуюсь «Путеводителем по библии…», автор Армор М., как видно из названия книги, она представляет собой курс введения в Библию для тех, кому прежде не доводилось изучать ее. Книга представляет собой доступно изложенное, но в то же время тщательное исследование основных персонажей и событий, с которыми мы встречаемся в Библии. Из этой книги я беру таблицы, которые помогают соотнести определенные события и персонажи с соответствующим историческим контекстом; подробно описаны Десять заповедей.
Из книги «Основы православной культуры», автор Бородина А.В., я использовала материал о храмах, о внутреннем устроении храма, о религиозном искусстве: иконописи, живописи; о символах православного храма. Также в этой книге я нашла более простое объяснение тому, что такое культура и что такое религия.
Как видим, в школьной библиотеке в основном пособия по православной религии, да и он не богат. По остальным же ничего нет, и приходится материал по другим религиям искать в Интернете.
Чаще всего я пользуюсь сайтам serebrovaen.ucoz
Недавно зарегистрировала
В заключение хочу сказать, что учитель максимально должен быть внимателен к себе, к своим словам, не путать понятия культурологическ