Гладкова Светлана Владимировна, учитель МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Называевска Омской области»

Добрый день, уважаемые коллеги! Не открою секрет, если скажу, что учитель - такая профессия, которая требует постоянного развития. Опыт работы убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и учителей. В течение всей жизни педагог не только учит, но и обучается сам, находится в постоянном поиске и развитии.

Я так надеюсь на твое желанье

Узнать, постичь, преодолеть себя.

Пойдем, малыш, по лесенке познанья.

Дай руку и не бойся. Рядом я.

Чтобы иметь право произнести эти слова, надо педагогу самому быть профессионалом.

Значит, самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Как определить составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию?

Во-первых, это ежедневная работа с информацией. При подготовке к уроку, любому мероприятию у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

Во-вторых, желание творчества. Творческий человек работает с интересом и удовольствием.

В-третьих, педагог должен обладать развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала.

В чем заключается процесс самообразования?

Во-первых, в прохождении курсовой подготовки по предмету.

Это и стало главным условием для педагогов, преподающих предмет ОРКСЭ. Я прошла курсовую подготовку по теме «Методика обучения курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Курсы повышения квалификации проводились БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Участвовала в шести видеоконсультациях, нескольких занятиях с тьюторами, затем готовила портфолио: тематическое планирование по выбранному модулю, разработку учебного занятия, его презентацию. Признаюсь, было сложно, но в то же время это было необходимо для практической подготовки к ведению предмета. По сути, это была первая основополагающая ступенька. А как тщательно готовились педагоги района к итоговому тестированию и аттестации! Аттестация для педагогов Называевского района назначена была на 27 апреля 2012 года. Я в то время работала методистом ресурсно-методического центра. Разработала своеобразный сценарий проведения аттестации. Ведь педагогами были прослушаны все 6 модулей, а в каждой школе выбран один или два для изучения, поэтому включила в сценарий аттестации выступление групп педагогов - представителей от всех 6 модулей. Это было полезно и интересно. И аттестационная защита была успешной. Если говорить о себе, то получилось, что я курировала группу обучающихся педагогов по предмету ОРКСЭ в должности методиста и одновременно в качестве педагога проходила курсы по данному предмету. А с сентября 2012 года приступила к преподаванию модуля «Основы мировых религиозных культур» в общеобразовательной школе.

Очень полезной стала дистанционная курсовая подготовка по теме «Информационные технологии в деятельности образовательных учреждений: использование ЭОР в процессе обучения», которую проводил Московский Институт компьютерных технологий. Использование Интернет-ресурсов стало неотъемлемой частью современного урока. Именно на сайте Федеральные цифровые информационные образовательные ресурсы. http://fcior.edu.ru педагог может найти необходимую для урока информацию, органично вставить её в структуру урока.

Во-вторых, считаю, что при преподавании предмета необходимо участвовать в мероприятиях по обмену опытом.

Таковой для меня стала межрегиональная научно-практическая конференция «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ», которая состоялась 29 ноября 2012 года в БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Целью её было обсуждение организационно-методических и содержательных проблем введения курса ОРКСЭ, определение направлений их решения; представление инновационных практик образовательными учреждениями. В то время прошло всего 3 месяца со времени ведения курса, возникло желание пообщаться с коллегами. Я участвовала в секции 1: «Социальное партнерство и взаимодействие с родителями в условиях введения курса «Основы религиозных культур и светской этики», выступила с докладом «Взаимодействие с родителями как способ определения усвоения материала».

По итогам конференции был издан сборник «Актуальные вопросы реализации

комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в него вошёл и мой доклад.

Издание представляет интерес для широкой аудитории: учителей, ведущих комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», студентов педагогических специальностей, специалистов, занимающихся вопросами духовно-нравственного воспитания, родителей обучающихся в начальной школе - всех, кто интересуется вопросами реализации курса в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Я обозначу также тематику секций 2 и 3, при желании можно прочесть необходимые материалы: поучительно, интересно.

Секция 2. Воспитательный потенциал комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Секция 3. Инновационные практики в обучении курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Хочется особо сказать о встрече на конференции с авторами и соавторами учебников:

Воскресенским Олегом Владиславовичем, соавтором учебника модуля «Основы православной культуры» курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

Саплиной Еленой Витальевной, соавтором учебника модуля «Основы мировых религиозных культур» курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

Гогиберидзе Георгием Меджидовичем, автором учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Приятной и полезной была встреча: услышали дополнительную информацию об истории написания и издания учебников, о методике изложения материала, смогли получить ответы на интересующие вопросы.

Бесспорно, неоценимую помощь в работе оказывает сайт Института развития образования Омской области http://irooo.ru и форум Института развития образования (кафедра гуманитарного образования): http://forum.irooo.ru, где для педагогов размещено много полезной информации. Именно сотрудники кафедры гуманитарного образования ИРООО Арбузова Л.В. и Макарова И.Н. под руководством Сухаревой А.П., заведующей кафедрой, проводят для нас видеоконсультации, помогая верно выстроить деятельность преподавателя и с правовой точки зрения, и с творческой. Это своевременная и эффективная помощь.

В-третьих, своеобразным источником самообразования являются распространённые в настоящее время вебинары.

Вебинар – это виртуальный семинар, организованный посредством интернет-технологий. Он включает в себя выступление на определенную тему и следующую за ним дискуссию. В вебинаре можно принять участие, не выходя из дома, пообщаться с коллегами, задать докладчику вопрос в чате и получить исчерпывающий ответ. Я участвую с удовольствием в семинарах издательства «Дрофа» (www.drofa.ru) и «Просвещение» (www.prosv.ru). Докладчики – авторы УМК, кандидаты и доктора наук, методисты издательства.

Так, 15 февраля 2013г приняла участие в вебинаре издательства «Просвещение» по теме «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур», где докладчиком выступила Шахнович Марианна Михайловна, доктор философских наук, профессор. Содержание вебинара очень полезно в том плане, что Марианна Михайловна обратила внимание на сложность ведения модуля «Основы мировых религиозных культур». Хотя модуль помогает показать многообразие религиозных культур, но детям он сложноват для понимания. Очень понравился представленный докладчиком учебник по данному модулю. Надо непременно поближе познакомиться с ним.

Немаловажно и то, что участник вебинара может получить сертификат, что отразится на пополнении портфолио педагога.

В заключение хочется сказать, что каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт или нет каких-либо достижений. В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителя?

- повышение качества преподавания предмета, интерес детей к предмету;

- использование новых форм, методов и приемов обучения;

- создание портфолио, куда могут входить доклады, выступления, эссе;

- копилка важных информационных сайтов;

Ещё раз обозначу сайты, которые помогают мне в работе:

http://irooo.ru - сайт Института развития образования Омской области

http://forum.irooo.ru - форум Института развития образования (кафедра гуманитарного образования)

www.drofa.ru - сайт издательства «Дрофа»

www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

www.orkce.org - основной сайт предмета ОРКСЭ, где размещены методические пособия по всем модулям, нормативные документы;

http://fcior.edu.ru - Федеральные цифровые информационные образовательные ресурсы.

Буду рада, если смогла заинтересовать Вас темой своего рассуждения и полезной информацией! Желаю удачной и плодотворной деятельности!

 

Назад

На главную страницу